31 марта станет последним рабочим днем ведущей актрисы Гродненского драмтеатра Оксаны Пликус. В конце февраля она узнала, что с ней не продляют контракт. Формально причиной стали два выговора: за опоздание и за уход с работы раньше времени. За предыдущие 29 лет работы никаких взысканий у не было. Актриса считает, что настоящая причина — письма против насилия силовиков и в поддержку уволенных коллег, под которыми она собирала подписи. Получить комментарий у администрации театра не удалось. В приёмной директора не снимают трубку.
Пликус осталось сыграть два спектакля — 11 и 19 марта. О жизни в театре и о планах на будущее она рассказала Hrodna.life.
Оксана Пликус пришла в Гродненский театр «с улицы», по объявлению о наборе актёров. Ей было 17 лет, мама за руку привела её сюда. Оксана прошла конкурс в 10 человек на место и осталась в Гродненской драме на 29 лет. За это время сыграла более 50 ролей, как режиссёр поставила спектакль, четыре года преподавала в театральной студии «Турандот». Уходить придется тоже — «на улицу». Она думала, что выбрала путь навсегда и запасных вариантов не готовила.
«Мама говорит, что будет помогать со своей пенсии, а я просматриваю даже такие варианты работы, как плетельщица корзин из шпона или кассир в супермаркете», — рассказывает Оксана.
Оксана Пликус, 45 лет. Ведущая актриса Гродненского драмтеатра, выпускница Беларусской академии искусств, магистр искусствоведения, мастер сцены, режиссёр, лауреат Премии Дубко в номинации «Лучший артист» (2014). Награждена нагрудным знаком Министерства культуры Беларуси «За ўклад у развіццё культуры Беларусі» (2016), призом фестиваля «Смоленский ковчег» за лучшую роль второго плана (спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», 2016).
Оксана родилась и училась в школе в Большой Берестовице. Закончила учебу в 16 лет и поступила на филологическое отделение в Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. «К концу первого учебного года стало ясно, что филфак — не для меня. Мне было очень скучно. Латинский, старославянский, народный фольклор… это оказалось совсем не мое».
«Мама приехала помочь забрать документы», — вспоминает Оксана. Как раз в это время драмтеатр впервые объявил набор новых актёров. «Режиссёр Михаил Резцов решил, что театру не хватает молодой крови. Было неудобно, что все такие взрослые, накрашенные, а я… как гадкий утёнок. И еще с мамой за ручку», — вспоминает Оксана.
Все три этапа собеседований она прошла. «Самая первая „взрослая“ роль у меня была в „Чайке“ Чехова. Рядом с мастерами боялась дышать. Я играла горничную. Елена Гайдулис, наша Заслуженная артистка, играла Аркадину и по пьесе давала нам, повару, лакею и горничной, „рубль на троих“. Эту роль я запомнила на всю жизнь».
Дальше, как и все молодые артисты, Оксана играла в детских спектаклях. «Поросята, вороны, кошка, которая гуляла сама по себе — играла, училась на маленьких ролях».
А потом случилась роль у главного режиссёра драмтеатра Геннадия Мушперта. Уволилась исполнительница главной роли. Пликус поставили на замену. «Никогда я не просила роли, не бегала к режиссёру вымаливать. Мушперт чувствовал во мне надлом и надрыв и занимал в соответствующих ролях. Олег Жюгжда [сейчас главный режиссёр театра кукол — ред. Hrodna.life], когда пришел на несколько лет, тоже приглашал. Приезжие режиссеры давали роли».
Отделить сыгранные роли от жизни получается не всегда, рассказывает Оксана Пликус. «Коллеги говорили, что у меня стервы особенно хорошо получаются. А я помню, как репетировала Молли из «Отеля «Золотое руно». Она такой ангелочек. И вдруг замечаю — то я дверь кому-то открываю, то бабушке сумку подношу, то улыбаюсь всем подряд… Веду себя в жизни, как она».
По словам Оксаны, оставаться естественной актрисе трудно. «Так много сыграно, что постоянно включаются знакомые образы».
За 29 лет в театре она сыграла больше 50 ролей. «До 30-летнего юбилея в театре немного не дотянула. И до 75-летия театра [в 2022 году — ред. Hrodna.life] - тоже. Не знаю, как будут праздновать. Уже без меня».
— Оксана, а как обычно актёры уходят из театра? Когда всё нормально?
— Когда нормально? Вперёд ногами.
После августа театр ожил, вспоминает Оксана. Когда люди вышли на мирные акции, когда проявилась солидарность, на сцене тоже изменилась атмосфера. В «Свободной паре» я пропела Купалинку, а на одной из постановок в ответ на реплику партнёра: «Я ухожу», скандировала: «У-хо-ди!».
Свободная пара — пьеса Дарио Фо и Франка Раме. В Гродно ее ставил режиссёр Андрей Гузий. Роли исполняют Александр Шелкоплясов и Оксана Пликус.
Герои пьесы — супружеская пара в долгом браке. Сюжет основан на предложении мужа пересмотреть условия супружества и освободиться от обещаний в верности и любви. Герой считает это единственным условием сохранить брак.
В постановке режиссёр использовал приём «театра в театре». Актёры вовлекают зрителей в события пьесы через импровизации и непосредственное взаимодействие.
Спектакль «Свободная пара» Оксана начинает из зрительского зала. «У меня звонит телефон и я начинаю громко разговаривать. Режиссёр сказал — импровизируй и я импровизировала. «Да! Что? Я в театре, громче говори!»
«На один из спектаклей прихожу, а под театром автозаки и люди в черном. Стоят, курят. Я иду и думаю, как зритель придет на спектакль и как будут уходить — толпой, в темноте». В тот день в импровизации появились слова про автозак. А после спектакля — «жуткий разбор».
«Это же импровизация! — говорит Оксана. — Она включает зрителя, это же театральный приём. Но люди, которые вне этого, они во всем видят какую-то подоплеку».
После подавления протестов часть артистов ушла в забастовку. Но Оксана была среди тех, кто хотел остаться в театре и сохранить всё, что можно. «Говорила: пожалуйста, не сдавайтесь! У нас есть наша сила — это слово. Мы можем говорить со сцены. Людям больно. Наверное, они хотят через нас что-то для себя прояснить», — вспоминает она о разговорах в театре. Еще в сентябре казалось, что можно договориться. Но после остановки спектакля 20 сентября начались репрессии. За неделю до премьеры режиссёры сказали, что уходят.
20 сентября 2020 в Гродно проходила мирная акция. В этот день милиция задержала актеров драмтеатра Сергея Куриленко и его жену Валентину Харитонову. Когда актеры узнали о задержании, остановили спектакль в знак солидарности с задержанными.
После этого из театра уволили актеров Игоря Уланова, Елизавету Милинцевич, Валентину Харитонову, Наталью Леонову, Анастасию Мучко, Александра Демьянова, Нателлу Белугину, Марию Мелешко, Марию Бутримович, Василия Минича, Алексея Стоногу, Полину Левину и режиссёров Геннадия Мушперта и Сергея Куриленко.
«Никогда не забуду спину Мушперта, когда он уходил. С какой-то коробочкой, с гитарой… а мы все стоим, как сиротки. На следующий день понеслось. Всё рухнуло».
Рабочий день для артистов театра делится на две части. Утром с 10 до 13 и вечером с 18 до 21.40. По утрам — репетиции, вечером — спектакли. Те, кто занят в спектаклях, приходили по расписанию, остальные могли приходить позже. Потом поменялся директор и стало обязательным каждый день приходить и уходить по часам. Сейчас у руководства всегда есть формальный повод для замечаний и выговоров. Как в случае с Оксаной Пликус.
Один ее выговор - из-за опоздания на 20 минут. В тот день дома прорвало трубу. Оксана задержалась и не смогла предупредить администрацию. Второй раз в начале февраля она попросила отпуск за свой счёт, чтобы участвовать в творческом проекте «Асобы». Заявление не подписали. Оксана отсутствовала в театре три часа. За это получила выговор и осталась без премии. Репетиций и спектаклей в эти дни у Пликус не было.
Договориться с руководством и защитить артистов не удалось: «Мы думали, он человек, а оказалось — полковник», — говорит Оксана о директоре театра Игоре Гедиче.
С 2012 года Гродненским драматическим театром руководит полковник в отставке Игорь Гедич.
Он родился и вырос в Гродно. Закончил Минское высшее военное инженерное училище, Военную Академию РБ, Академию управления при президенте. В армии прослужил 23 года.
В 2017 году награжден нагрудным знаком Министерства культуры РБ «За ўклад у развiццё культуры Беларусi».
«Раньше в гримерке нас было 6 — 7 человек. Кто-то читал, кто-то вязал, кто-то роль учил. Сейчас [после увольнений] чувствую себя здесь одиноко. В спектаклях меня не занимают, репетиций нет. Но приходить обязательно. Сижу, смотрю с тоской в окно на любимый Нёман».
Оксана говорит, что интересовалась у коллег из Купаловского, чем сейчас занимаются уволенные артисты. Узнала, что некоторые снимаются в сериалах, другие — «кто на стройке, кто пиццу развозит».
Поможет перенести потерю, по ее словам, честность по отношению к себе: «Пора убрать самолюбование, что я на сцене, я в искусстве. Ну какое сейчас искусство в нашем театре? Его тут давно уже нет. Мы все пытались себе сказать — скоро придёт, забрезжит. Пора уже снять маски и признаться — зритель к нам ходил либо по принуждению, либо занять выходной, либо потому что „профсоюз билеты раздал“. Некоторые спектакли смотреть невозможно. Я прекрасно это понимала сама. Я помню эти моменты, когда кланяешься и думаешь — хоть бы эта сцена разверзлась под моими ногами и я туда рухнула».
До конца контракта Оксане осталось сыграть дважды — 11 и 19 марта. Это будут самые сложные для нее спектакли. «Сейчас выхожу на сцену — она для меня, как мертвая».
Актриса говорит, что будет не хватать людей, с которыми работала, и даже самого здания театра: «Оно символичное, столько в нем всего было. Иногда хочется не быть в Гродно, чтобы его не видеть и не вспоминать».
Ходить в театр как зритель, Оксана Пликус не планирует.
У міжваенны час Гродна набыло незвычайную славу. Горад стаў месцам прыцягнення незвычайных турыстаў - тых,…
Ці хапае ў цэнтры Гродна прадуктовых крам? Спрэчкі наконт гэтага выклікала адкрыццё на перакрыжаванні Савецкай…
Прыбраныя ялінкі, свечкі, навагоднія вянкі і гірлянды, аксаміт, светлы ці цёмны фон на выбар. Гродзенскія…
Улады стварылі новую платформу “меркаванне.бел”. Яе пазіцыянуюць як анлайн-пляцоўку, на якой кожны зможа ў вольнай…
Калекцыя адзення гродзенкі Кацярыны Карлацяну дэбютавала гэтай восенню на Парыжскім тыдні моды. А пачыналася ўсё…
Гродзенец Раман Нагула амаль паўжыцця працуе з дрэвам. Школьнікам ён пачынаў з бейсбольных біт, а…