Протесты, которые начались в августе 2020 года — самые крупные в истории Гродно и всей Беларуси. Но далеко не первые. Hrodna.life вспомнил, как гродненцы протестовали в прошлом: от царской эпохи до начала 2000-х.

История публичных протестов в Гродно насчитывает не одно столетие, говорит историк Андрей Чернякевич. Протесты гродненцев начинались с погромов и бунтов против тех, кого они считали «чужаками»: еврейских торговцев, саксонских или российских солдат.

Вместе с восстанием 1863−64 гг. в Гродно появились новые способы неповиновения. Тогда гродненцы фактически провели первый флешмоб: надевали черную одежду и так выражали траур по потерянной свободе. Или носили специальную «черную бижутерию» с символами восстания. В городе проходили траурные манифестации под пение национальных и религиозных гимнов. В итоге власти это вскоре запретили.

«С тех же времен берет начало практика индивидуального террора. Там и братья Воловичи, которые готовили убийство губернатора, и анархисты, которые держали в страхе местную администрацию и ограбившие окружной суд. Это все попытки противостоять государственному насилию и бесправию такими же насилием и беззаконием», — говорит Андрей Чернякевич.

Площадь в центре Гродно, около 1890-х гг. С фондов Muzeum Narodowe w Krakowie

Первые походы под тюрьму

Во время революции 1905 года на улицы Гродно вышли тысячи горожан, к которым присоединились солдаты местного гарнизона. Кроме солдат и рабочих с местных фабрик, отдельной силой были гродненские гимназисты. Андрей Чернякевич отмечает, что тогда же в Гродно появилась традиция народных походов гродненцев к воротам тюрьмы. Отдельным лозунгом стояло освобождение политических заключенных.

Наиболее ярким событием стал случай с гимназистами, которые забаррикадировались в только что построенном Народном доме (сейчас здание городского Дома культуры на Дзержинского, 1). Они выдвинули ультиматум властям, требуя свободы и демократии. Властям пришлось идти на переговоры, хотя бы потому, что среди забаррикадировавшихся оказался сын губернатора.

Похороны Элизы Ожешко в Гродно (18 мая 1910 г.)

Кроме того, сотни и тысячи гродненцев выходили на улицы, чтобы продемонстрировать свое мнение, во время похорон выдающихся личностей. Так было во время прощания с писательницей Элизой Ожешко или врачом Бенецким, приводит пример Андрей Чернякевич.

Первый беларусский митинг

На одной из старых казарм в городе еще несколько лет назад можно было увидеть надписи, в которых один из из местных коммунистов призывал к борьбе с капитализмом. Во время короткого политического безвластия в начале 1919 года появляется местное самоуправление, которое даже получило название «Гродненской республики». Тогда же в городе состоялся первый беларусский митинг, среди организаторов которого был Аркадий Смолич (один из руководителей БНР — Беларусской Народной Республики).

В марте 1919 года в Гродно прошло первое празднование годовщины провозглашения независимости БНР. Спустя 70 лет, начиная с 1989 года, празднование именно этого дня станет самым протестным событием в Гродно.

Беларусские гусары перед зданием военной комендатуры в Гродно. 1919 год

«Вся власть трудящимся» и еврейский погром

Летом 1920 года несколько месяцев советской власти с ее бесконечными митингами на короткое время отбили у гродненцев охоту от публичных протестов. В середине 1920-х эта традиция возвращается в город. Протестовали в межвоенном Гродно очень часто.

«Выходили польские социалисты, местные еврейские партии, которые даже разделялись на несколько отдельных колонн, чтобы избежать стычек между собой. Очень горячими были выступления беларусских депутатов сейма, которые успели посетить Гродно до того, как оказались за высокими стенами местной тюрьмы», — говорит Чернякевич.

Лозунги в то время были очень разными: от «Вся власть трудящимся» и «Да здравствует Пилсудский» до «Вон с фашистским правительством пилсудчиков». Иногда можно было увидеть и совсем короткие надписи: «Хлеба!»

Вспоминает 95-летняя гродненка Ирэна Кизюкевич:

«В 1935 году были в Гродно и рабочие забастовки, которые называли страйками. Идем как-то раз мы с матерью по городу, стоит толпа рабочих и рядом два гроба с надписью „Слава неизвестному рабочему“. Я тогда у мамы спросила, что за работник погиб. А она мне рассказала, что таким образом рабочие к забастовке привлекают внимание».

Польская полиция всегда готовилась к протестам, говорит Андрей Чернякевич.

«В архиве сохранились документы, в которых обозначался главный маршрут демонстрантов и место, где должны были стоять агенты. Не обходилось и без провокаторов. Известным стал снимок одной из гродненских демонстраций 1930-х гг., на котором номерами указаны лица участников, которые, по всей вероятности, позже попали на скамью подсудимых».

Первомайская демонстрация в Гродно, 1936 г.

В 1935 году в Гродно произошел еврейский погром. На улицы города вышли сотни бунтовщиков, которые были недовольны смертью «моряка».

«Была полная свобода. Кто хотел, тот мог выносить все что угодно из еврейских магазинов», — так описывает те события 93-летний очевидец Стефан Хотей.

Погром длился три дня. В мародерстве участвовали даже дети, а полицейские ничего не делали, чтобы остановить беспорядки и убийства. Результатом безумия толпы стали выбитые окна более сотни домов и почти сотни магазинов, двое погибших, десятки раненых.

Читайте также: 85 лет большому погрому в Гродно. Как город пережил трехдневные беспорядки после смерти «моряка»

В 1939 году, еще до прихода советской власти, в Гродно местные евреи выступали против фашизма в Европе. На таких митингах они обсуждали угрозу войны и притеснение евреев.

Возле гродненской синагоги, 1930-е гг. На балконе выступают старейшины и главный раввин города.

Не боялись только хиппи

После Второй мировой войны советская власть превращает демонстрации в часть общей пропагандистской системы. Но даже тогда находились единицы, способные в общей толпе выразить свой протест.

«Едва ли не последним и самым легендарным проявлением гродненского вольнодумства в советскую эпоху стали знаменитые выступления хиппи. Их история была известна во многих уголках Советского Союза», — говорит Андрей Чернякевич.

В 1970-е годы гродненским хиппи милиция обрезала на улице длинные волосы, а их лица виднелись рядом со снимками алкоголиков на городской «Доске сатиры». По местному телевидению комсомольские деятели объясняли горожанам, что волосатые молодые люди, которых они видят на своих улицах, — это наркоманы и гомосексуалисты, аморальные типы, способные избить старушку.

В Гродно хиппи отлавливали специальные комсомольские отряды. Они их затаскивали в автобусы и везли в отделении милиции. Там «волосатых» ставили на колени, избивали, стригли и рвали клёши.

Обладатель боевого петуха таллинец Виру. Начало 70-х гг.

Самое резонансное выступление гродненских хиппи прошло в августе 1971 года. Тогда в Гродно приехали ребята из Вильнюса, Санкт-Петербурга и Мостов. Сотня молодых людей с плакатами «Руки прочь от длинных волос», «Прекратите террор», «Свободу рок-н-роллу», «All you need is Love» колонной прошлись к Советской площади. Впереди колонны шел парень из Таллина с боевым петухом на цепочке. Петуха привез его отец-моряк.

На площади хиппи встретила милиция с дубинками и комитетчики в гражданской одежде. Был отдан приказ и ребят стали хватать с применением силы.

По воспоминаниям участников, некоторые хиппи прятались в костеле и дворах в центре города. Задержанных заталкивали в автобусы. Кого-то везли в отделение, а кого-то высаживали в 15 километрах от города, чтобы домой добирались пешком.

Некоторых арестованных ребят показали по телевидению, других отчисляли из институтов и техникумов. Некоторых закрыли в психиатрических лечебницах.

Участники «парада» хиппи Михаил Гуленин (справа) и Владимир Меджеевский. Начало 70-х гг

Вспоминает участник событий Михаил Гуленин:

«Приехали прибалты к нам, всю подготовительную работу мы сделали очень быстро, подготовили плакаты и все остальное. Мои друзья собрались у меня во дворе (ул. Социалистическая), у нас были хорошие высокие ворота, старинные, там можно было закрыться. […] Оттуда все достали и пошли вниз, по Социалистической улице, в сторону Советской. По пути к нам присоединялись и блатные, и пьяницы. Народу собралось не менее трехсот человек, там и драки начались, и другие эксцессы.

Так дошли мы до Советской площади. Но как только на нее ступили, площадь тут же всю перекрыли автобусами. В сквере, где был старый фонтан, начали объяснять, для чего мы собрались, а тут сразу: «Идите сюда!» Начали сортировать: этих сюда, этих туда и в машины «паковать». […] Нам очень здорово тогда помог генерал Судиловский — его сын Слава принимал участие в этом шествии. Если бы не он, мы бы в психиатрической больнице точно оказались…"

Возрождение протестов

В конце 1980-х в Гродно возрождается традиция массовых протестов. Тогда появляются клуб «Паходня» и общественное движение «Беларусский народный фронт». Основной символикой протестующих являлся запрещенный в советские годы бело-красно-белый флаг и герб Погоня.

Вспоминает Николай Таранда:

«Первые протесты, которые я хорошо помню, были против расширения „Азота“ и „Химволокно“, а заодно и Скидельского биохимзавода. Были даже единичные люди, которые протестовали против увольнения и несколько суток жили морозной зимой в палатке возле архива со стороны современной площади Ленина».

«Были протесты и против травли писателя Карпюка, в том числе и возле облисполкома. Кстати, там мне милиционеры сказали, что я издеваюсь над национальной символикой, так как повесил флаг на себя, хотя он тогда и был запрещен.

Были до развала Союза предвыборные митинги и пикеты, их разрешали. Собрались как-то на площади Ленина. В горкоме дали указание врубить музыку на полную катушку. Поскольку ничего не было слышно, колонна гродненцев двинулась на стадион. Там милиционеры пытались забирать флаги, но их не отдавали".

Читайте также: 1980−2018: жыхар Гродна сабраў унікальны фотаархіў гарадскога жыцця

В тот же год прошел массовый митинг на Купалье. По воспоминаниям Николая Таранды, там было несколько тысяч человек. Гродненцы обсуждали вопросы экологии, возрождения беларусского языка и культуры.

Массово вышли гродненцы в центр города на День Воли и в марте 1990 года. В самом начале независимости Беларуси количество выходов гродненцев на акции протеста только увеличивалось.

На акцию протеста гродненцы собрались на городском стадионе «Красное знамя», 1990 г.

Протесты после распада Советского Союза

Бывший чиновник и экс-кандидат в президенты Беларуси Александр Милинкевич вспоминает, что гродненцы были очень активны на площадях и улицах в 90-е годы.

«В 90-е годы по количеству акций мы не уступали Минску. По количеству участников на душу часто были первыми. Тогда была демократия — мэра и заместителей избирали. Я тоже ходил на митинги и выступал. Мы могли принимать решения, против которых был, например, премьер страны Кебич. Реакция режима стала более жесткой после кампании Семена Домаша 2001 года. Ведь она показала мощь регионального гражданского общества, его скоординированность и единство».

Демократические силы стали выходить в центр города еще за несколько месяцев до распада Советского союза. Все согласовывалось по закону: подавали заявку в горисполком и получали разрешение. Лозунгом одного из таких митингов было: «Камуністычная прыватызацыя рабуе наш народ».

В 1992 году несколько сотен гродненцев вышли на площадь Ленина. Это был митинг учителей под лозунгом «Нельга эканоміць на сваёй будучыні».

В 1993 году гродненцы несколько раз массово выходили на улицы. В сентябре демократические силы провели по центру города марш. Он был приурочен ко Дню беларусской военной славы. Через месяц на площади Ленина они требовали отставки правительства Кебича и проведение новых выборов в Верховный Совет.

С 1996 года начинаются протестные акции на площадях Гродно. Как писала газета «Пагоня», на одну из акций вышло 1,5 тыс. гродненцев с плакатами «Луку — у адстаўку», «НЕ — палітыцы дзяржаўнай здрады», «Жыве Беларусь!». Были в тот год и марши по улицам города. Гродненцы выходили в июле на День независимости и в сентябре на День воинской славы.

В 1997 году протесты в Гродно прошли в марте на День Воли. В митинге и шествии по улицах города приняло участие около 1,5 тыс. человек. На площади Ленина гродненцы выставили куклу Александра Лукашенко. Ее таскали и топтали, пока милиционер не забрал и не вынес из толпы.

В начале 1998 года в Гродно протестовали предприниматели. На площадь Ленина вышло около тысячи человек. Протестующие требовали у правительства защиты их прав. В марте гродненцы массово отмечали 80-летие Беларусской Народной Республики. Тогда более сотни человек с плакатами прошлись по центру города.

В сентябре несколько тысяч горожан собралось праздновать День воинской славы возле Коложи. В конце года несколько тысяч гродненцев выходили на площадь Ленина, чтобы высказаться против создания Союзного государство Беларуси и России.

Первая кровь

В 1999 году гродненцы продолжили массово выходить против создания Союзного государства. 25 апреля в самом центре Гродно милиция разбила несанкционированное шествие протестующих. Несколько десятков мужчин в камуфляжной одежде шли с бело-красно-белыми флагами по улице Советской и выкрикивали патриотические лозунги. Тогда силовики впервые применили слезоточивый газ. Участники шествия отбивали атаки милиции, началась массовая драка протестующих с ОМОНом. Было много потерпевших с двух сторон. Милиции удалось разбить шествие демонстрантов, было задержано более десятка человек.

День Воли 1999. Фото из архива Яна Лелевича

День Воли — день протеста

В 2000-м году протесты в Гродно начинаются в марте со Дня Воли на площади Советской. Как писала газета «Пагоня», в том году чуть не дошло до стычек демонстрантов с милицией. Только благодаря решительным действиям организаторов праздника удалось избежать кровавой бойни. Демонстранты обошли милицию на площади и пошли в Коложский парк, где провели митинг. Кульминацией стало поднятие на флагштоках двух флагов: бело-красно-белого и флага ЕС.

День воли 2000. Фото из архива Яна Лелевича

В октябре, перед парламентскими выборами, около четырех тысяч человек вышли под горисполком и после колонной прошлись до офиса партии БНФ на улице Карла Маркса.

В 2001 году на празднование Дня Воли собралось более двух тысяч человек. Митинг не был согласован с городскими властями, поэтому к площади были стянуты милиция и военные. По некоторым данным там было около 300 бойцов. На площадь демонстрантов не пустили: якобы она была заминирована.

Демонстранты намеревались пройти маршем по центру города, однако им дорогу перекрыл ОМОН. В знак протеста сотни гродненцев сели на тротуар и на проезжую часть. После непродолжительной акции, они встали и в обход милиционеров дошли до Коложского парка, где продолжили празднование.

День Воли в 2002 году начался в парке Жилибера. Оттуда большая колонна гродненцев маршем хотела пройти по центральным улицам, но милиция перекрыла дорогу. Разрешали проходить только без бело-красно-белых флагов. Свидетели тех событий рассказывают, что одного из задержанных участников шествия Николая Лемяновского посадили в милицейскую машину и оставили там одного. В машине он взял служебную рацию и поздравил всех милиционеров с Днем Воли.

Спад протестного движения

После 2003 года в Гродно не проходили массовые протесты. Властям удалось взять под контроль независимые СМИ — были закрыты газеты «Пагоня» (2001) и «Биржа информации» (2005). День Воли активисты отмечали в своих кругах, митинги заменили выставками, «беларускімі дыктоўкамі» и другой культурной активностью.

Протесты после выборов президента

Очередные массовые протесты прошли в Гродно после президентских выборов в Беларуси в 2006 и 2010 гг. Тогда несколько сотен гродненцев в центре города требовали честных выборов и отставки Александра Лукашенко.

Молчаливые акции протеста

В июне-июле 2011 года в Гродно, как и других городах Беларуси, проходили массовые акции под слоганом «Революция через социальные сети». Участники выходили каждую среду в центр города, не кричали никаких лозунгов, а просто ходили по улицам и аплодировали. В Гродно на таких акциях собиралось несколько сотен человек. Милиция массово задерживала людей. Именно тогда за хлопки в ладоши в Гродно осудили однорукого человека.

Причиной протестов стала сложная экономическая ситуации в Беларуси. Купить иностранную валюту в обменниках было невозможно, появились неофициальные курсы валют и возродился черный рынок.

После молчаливых акций протеста вплоть до 2017 года в Гродно не было массовых выходов людей. В 2011 году изменился закон о массовых мероприятиях. В новой редакции уточнили понятие «пикетирования». Теперь им считается «публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств». Обновленный закон еще до подписания президентом получил народное название «больше трех не собираться».

Протесты «тунеядцев» и возрождение Дня Воли

В 2017 году поводом для акций протеста послужил «декрет о тунеядцах» (Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»). Он, фактически, вводил в Беларуси налог на безработицу.

Первый митинг против декрета прошел 19 февраля и собрал чуть более ста человек. Гродненцы прошлись от площади Советской до здания облисполкома. Власти не стали разгонять людей.

Очередная акция протеста 15 марта на площади Ленина собрала около тысячи человек. К протестующим вышла заместитель председателя горисполкома Зоя Кулеша. Она предложила пройти в здание горисполкома и поговорить там. Но толпа призывала, чтобы мэр сам вышел к людям. В итоге диалога не получилось. В сентябре 2017 года Александр Лукашенко принял решение временно «заморозить» декрет о «тунеядцах».

Акция протеста на площади Ленина в 2017 г.

В этом же году на волне протестов горисполком дал разрешение гродненцам собраться 25 марта в Коложском парке и отметить День Воли. До этого более 15 лет гродненские власти отказывали демократическим силам в проведении митингов, шествий и пикетов. В 2017 года на День Воли собралось более 200 человек.

День Воли в Коложском парке, 2017 г

Спустя год — в сотую годовщину независимости БНР — городские власти вновь разрешили гродненцам отметить День Воли. На праздничный митинг в Коложском парке собралось около 500 человек. Яркий перфоманс прошел на футбольном стадионе: фанаты после матча развернули на трибунах огромную копию Третьей Уставной грамоты БНР.

В 2019 году Гродно стал основной площадкой празднования Дня Воли в Беларуси. В Коложском парке выступали известные беларусские музыканты. На праздник собралось несколько тысяч человек со всей страны.

День Воли в Коложском парке, 2019 г.

2020: отмена Дня Воли и стихийные протесты перед выборами

В 2020 году из-за эпидемии коронавируса гродненские активисты отменили празднование День Воли. Уличные акции начались в мае и были связаны с предвыборной кампанией.

29 мая в Гродно на предвыборный пикет Светланы Тихановской приехал ее муж блогер Сергей Тихановский. Во время сбора подписей произошел инцидент, в результате которого блогера и некоторых его сторонников задержала милиция. Было возбуждено уголовное дело. Правозащитники признали Сергея Тихановского и других задержанных в Гродно политическими заключенными. Тихановскому и его сторонникам предъявили обвинение в «организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок» (ч.1 ст. 342 Уголовного кодекса). Некоторые из них до сих пор находятся в заключении.

После этих событий в Гродно в июне и июле проходили многочисленные акции и цепи солидарности с задержанными в Беларуси. А в августе после приезда Светланы Тихановской и президентских выборов в Гродно начались новые протесты, которые продолжаются уже более 100 дней.

Что еще происходило в Гродно и Беларуси за последние 26 лет?


О событиях 1994−2020 годов вы можете узнать больше из нашей онлайн-игры «Президентская рулетка времени». Крутите рулетку, переноситесь в прошлое, вспоминайте те события и голосуйте на выборах прошлых лет!

Рэпарцёр, фатограф, краязнаўца. Самы хуткі журналіст Гродна на ровары. Руслана і яго ровар ведаюць многія гараджане: ад чыноўнікаў да бамжоў. Падчас службы ў войску быў разведчыкам, а цяпер даказвае, што выведнік былым не бывае. Працуе ў Hrodna.life з 2013 года, калі сайт яшчэ працаваў пад брэндам «Твой стыль». У канцы 2018 выдаў кнігу «Горад адзін, успаміны розныя», дзе сабраў успаміны гродзенцаў пра 1930−40-я гады.