Спадчына

«Ивье-де-Жанейро», Трабы и Гольшаны. Где увидеть самую старую мечеть и самое литературное привидение Гродненщины

Путешествие от Гродно до Сморгони оказалось хлопотным дельцем. Мы посмотрели, как #ЖывесабеБеларусь в 20 населенных пунктах и увидели около 100 достопримечательностей. На поездку мы выделили два с половиной долгих летних дня. Но по дороге домой всё время обсуждали, как много значимых мест не успели увидеть.

Уместить всё в одном материале просто невозможно. По итогам Сморгонского путешествия выйдет 4 текста. Этот — первый.

Ивье: кажется, теплиц здесь больше чем домов

В Ивье почти у каждого дома — теплицы и парники. От ранней весны до поздней осени здесь выращивают всё, что может расти. Но чаще всего — огурцы, помидоры и лук

Ивье считают «столицей» беларусских татар. Здесь даже улица Советская раньше была Татарской. Татары в этой местности появились в XV веке. Земли им подарил князь Витовт за помощь в Грюндвальдской битве.

Сейчас татарская община Ивья — вторая по величине в Беларуси. Большая — только в Минске.

Этот город часто называют беларусским Иерусалимом, Стамбулом или Ивье-де-Жанейро. У настоящего названия города есть несколько версий происхождения. По первой Ивье пошло от имени жены князя Гедимина, Евы. Говорят, что на берегу реки Ивенки по приказу князя построили для нее замок, и место стали называть «город Евы» — Ивье. Вторая версия упоминает татарское слово «Өyә, Eve». Оно переводится как «гнездо» или «жилище». По третьей версии топоним связан с ивами, которые здесь растут.

Приехавшим в Ивье туристам обязательно показывают местную мечеть. Она — самая старая в Беларуси.

Историческая справка: Мечеть из дерева построили в Ивье в 1882 году при финансовой поддержке графини и католички Эльвиры Замойской. В мужской части храма находится мемориальная доска в её честь. В 1922-м татары-эмигранты прислали 500 долларов из США. На эти деньги достроили галерею и минарет со шпилем. В советское время эта мечеть была единственной действующей в Беларуси. Храм включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Татарское кладбище находится на въезде в город. Здесь на надгробиях — исламские полумесяцы и арабская вязь.

Еще одна особенность Ивья в том, что это город 4-х конфессий. Об этом напоминает монумент «В честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины» на центральной площади города. Его поставили в 2012 году.

Каждая из четырёх граней памятника рассказывает об одной из конфессий жителей Ивья — православных, католиках, мусульманах и иудеях. К слову, до Второй мировой именно евреи составляли большую часть населения города. Их было около 76%.

Историческая справка: Синагога в центре Ивья была построена в 1929 году на месте сгоревшей деревянной. Теперь в здании находится детская спортивная школа.

С Лейлой мы встретились около мечети, где она собирала щавель. Раньше Лейла работала в детском саду, а сейчас она пенсионерка. Фамилия у Лейлы Абрамович, а девичья — Шабанович. Эти фамилии в Ивье самые распространенные.

«Тут пол-улицы Шабановичей и пол-улицы Абрамовичей. Когда приезжие кого-то ищут, то сложно бывает. Надо у местных спрашивать», — объясняет Лейла. По её рассказам выходит, что иногда в поисках нужного человека приходится раскручивать родословную чуть ли не до пятого колена. «Моя мама — Фатима Шабанович и у муллы жена — Фатима Шабанович. Надо объяснять, какую Фатиму ищешь. Тут у каждого, как в деревне, есть свои местные приметы или прозвища. Один того-то, другой такой-то».

Все четыре конфессии хорошо уживаются в городе. «Праздники все вместе отмечаем, по соседству между собой ладим». Раньше [район улиц] Ленина, Советской и Дружбы был татарской частью города. Но сейчас, по словам Лейлы, границы стираются. «Кто где хочет, там и селится».

Костел на горе

На самой высокой точке города стоит костёл Святых Петра и Павла. Возле него — статуя Христа с распростертыми руками. Она очень похожа на скульптуру из Рио-де-Жанейро.

Одна из реликвий храма — икона Казанской Богоматери, которая в 2004 году побывала в космосе и больше 100 раз облетела Землю. Ее подарил костелу Виктор Шутов — уроженец Ивья и бывший сотрудник космического агентства России.

Историческая справка:

Костел в Ивье в XVI веке принадлежал протестантам, позже арийцам. Храм в стиле раннего барокко построили во второй половине XVIII века на месте старого костела 1491−1495 годов постройки. В 1633 году к костёлу пристроили корпус монастыря бернардинцев. В 1858 году монастырь закрыли, храм стал приходским.

Трабы: князь Трабус, граф Тышкевич и завод косметики

Поселенье Трабы основал князь Трабус в XV веке. В 1543 году Трабы перешли в собственность великого князя литовского и короля польского Сигизмунда Старого, а позже к его сыну, Сигизмунду Августу.

Сейчас Трабы — агрогородок. Об этом нам рассказали Ира Зенкевич и ее сын Женя.

Ира говорит, что место это хорошее: «И речка есть, и вообще всё. Церкви нашей 250 лет, а костёлу — 100. Раньше пекарня была еще. Там мама моя работала. А сейчас в том здании завод косметики. На нем работает дочка».

Нахваливая Трабы, женщина вспоминает местный дом культуры и Евроопт, военные части и близкую границу. Получается, что недостаток у агрогородка только один: «Кафе у нас нет. Негде молодежи отдохнуть».

Ира родилась в одной из соседских деревень. «В моем детстве здесь, в Трабах, школа была. На зиму детей с окрестностей собирали сюда в интернат. Теперь там музей агрогородка. А дома кирпичные, которые за речкой, это довоенные, еврейские. Сейчас почти все их выкупили приезжие. „Своих“ в Трабах осталось мало, — рассказывает Ира. — Старые поумирали, молодые разъехались».

Костел Рождества Девы Марии

Католический приход в Трабах основали в 1410 году. В 1534 здесь построили деревянный костел, который позже сгорел. Каменный костел в стиле неоготики построили на его месте в 1905 году. Многие иконы костела сохранились с этого времени.

Церковь Святого Петра и Павла

Церковь в виде корабля построили в 1784 году из дерева. Храм является памятником народного зодчества. Ему присвоен статус историко-культурной ценности.

Женя, который закончил 6 классов, тоже собирается уезжать из агрогородка «учиться на участкового» в минский лицей МВД.

Женя рассказал, что хочет потом вернуться домой и что ему нравятся рассказы старожилов про Трабы. «Это гора Школьная. А раньше называли — гора графа Тышкевича. Нам говорили, что был на горе люк. Если туда монетку бросить, то она сначала далеко-далеко летит, а потом только звенит». «А правда это или нет, надо у стариков спрашивать», — на прощанье добавляет Ира.

Гольшаны: Литературные привидения, монастырь-музей и отвоеванный костел

Историческая справка: Первые упоминания о Гольшанах и местных князьях относятся к XIII веку. Самая известная из них — Софья Гольшанская, жена короля Владислава Ягайло и родоначальница династии Ягеллонов.

В 1440 и 1492 в Гольшанах собирались съезды влиятельных феодалов ВКЛ. С XVII века местечком владел род князей Сапег. Это они построили здесь каменный костел, жилой корпус монастыря францисканцев, замок и бумажную мануфактуру.

В XVIII веке Гольшанами владели Кунцевичи, Масевичи, Пацы, Жабы и другие. С 1795 Гольшаны были в составе Российской империи, а в монастыре стоял гарнизон. В 1863—1864 тут собирались организовать уездный центр восстания. В 1871 в Гольшанах был бунт против российских властей.

Не меньше, чем знаменитые князья, прославили Гольшаны легенды о местных привидениях. Одна из них рассказывает о Белой Даме и Чёрном Монахе, которые до сих пор появляются на руинах замка.

Эту легенду упоминал в романе «Чорны замак Альшанскі» Владимир Короткевич.

Свинарник и дом культуры — это тоже Гольшанский замок

Историческая справка: Замок в Гольшанах построил в первой половине XVII века Павел Стефан Сапега. В нем было шесть башен, по периметру размещались жилые корпуса, а в одну из стен была встроена часовня. После смерти Сапеги замок разделили кредиторы. В середине XIX века третий этаж разобрали на корчму. Замок сильно пострадал от войн: сначала Северной, потом Первой мировой. Вторая Мировая почти полностью его разрушила. После войны замок тоже разбирали на кирпич. Из него в Гольшанах построили дом культуры и свинарник. До наших дней сохранилось не больше третьей части замка. Сейчас руины законсервированы.

Привидение монастыря — Белая Дама, без которой нет Гольшан

Другая легенда связана со строительством костела и католического монастыря ордена францисканцев. Говорят, что 400 лет назад, когда строили монастырь, в стену заживо замуровали девушку, жену одного из строителей. Такой была жертва за надёжность постройки.

Историческая справка: Костел Святого Иоанна Крестителя построил Павел Стефан Сапега в 1618 году на фундаменте от кальвинистского сбора. В 1770 годах храм перестраивали. Перед костелом расположена колокольня XIX века. Здание костела в Гольшанах — архитектурный памятник начала XVII века и историко-культурная ценность Беларуси. Фасад храма относится к безбашенному типу. Это его отличительная особенность.

Храм был построен при большом монастыре, который принадлежал ордену францисканцев. После восстания 1830 года его закрыли. В советское время и до 2008 года в монастыре размещался филиал Национального художественного музея Беларуси.

Экскурсоводом в музее работала в то время Галина Чимбарь. «Раньше по 12−15 автобусов за выходные приезжало. И Беларусь ехала, и заграница», — вспоминает она. О привидениях Гольшан тоже приходилось рассказывать туристам. «Самая моя любимая — Белая Панна. Без нее нет Гольшан».

Галина вспоминает, что сотрудники музея говорили между собой о встречах с привидением. «Она не то, чтобы помогала, но как-будто была рядом. Чувство присутствия кого-то в здании часто возникало. Особенно, если одна останешься». Когда музей закрыли, сотрудники музея устроились кто куда смог. «Детей надо на ноги поднимать — учить, замуж отдавать. Так что работаем». Галина стала работать в кафе, которое открылось через дорогу от монастыря. Здесь мы и познакомились, когда зашли пообедать.

Как гольшанские католики «отбили» свой костел у Советов

В костёле Святого Иоанна Крестителя нам повезло встретить 82-летнюю Альфреду Трон. Начали разговор о храме, о его истории и оказалось, что именно Альфреда стала той женщиной, которой передали ключи от здания, когда выезжал музей.

«Долго костел закрытым стоял. А в этом году 2-го августа 30 лет исполнилось, как работает, — рассказала Альфреда. — Я в костёле постоянно. И когда работала, и сейчас, как на пенсии. Всю работу здесь делаю — убираю, стираю, помогаю».

За возвращение храма верующим гольшанские католики боролись с 1981 года. Храм вернули им в 1990-м, когда развалился Союз. «Ну как — вернули. Сами вошли. Кто тогда кого пускал, — вспоминает Альфреда. — Тут трактора стояли, всё было поломано-перекопано-побито. Крыша текла, еще с войны стояла простреленная».

«Мы сначала в Москву писали. Ответ придёт — разобраться местной власти.

Они соберут нас в клубе, наговорят лишь бы чего, поругаемся и всё. Не разрешали. А потом мы написали Папе, прямо в Рим. Ян Павел назначил бискупа в Беларусь и тогда всё пошло по-другому.

Нас не пускали, не разрешали. А мы всё равно собирались под костёлом, шумели. В клубе микрофоны доставали, чтобы громче говорить".

Альфреда вспоминает, что приходили к костёлу почти каждый день. «Когда мы первый раз в воскресенье собрались, то нам сказали: «Погрузим вас сейчас в скотовозку и вывезем». Вот так на людей. Председатель так сказал. А мы ему: «Прошли уже ваши сталинские законы, чтобы так людей вывозить!»

Женщина вспоминает, что искать правду пробовали и через журналистов, но «в телевизор нас не пустили». Добиться, чтобы костел передали верующим удалось к началу августа 1990.

«Бискуп назначил [собраться], мы помолились и в костел вошли. Монастырь наш был тогда под музеем. Люди из Минска приехали нам ключи передать. Как стали отдавать — все взять боятся. Так я и забрала. Второго августа, 30 лет тому. Пришлось повсюду самой быть.

Тогда, слава богу и начали ремонт делать. А тут ни окон не было, ничего. Даже молиться ходили в захристию — в костёле невозможно было, снег на голову падал, крыша и потолок были обвалены. Пока всё это заделали…"

Европейские улочки Гольшан

Историческая справка: Церковь Святого Георгия построили в 1901 году. Она является архитектурным памятником начала 20-го века. Внутри храма хранится частица мощей великомученицы Иулании Ольшанской.

Еще одна местная аномалия — водяная мельница на речке Гольшанке. Внутри она пустая, сохранились лишь стены и подобие крыши. Но люди говорят, что кое-кто по ночам слышал звуки мелющих жерновов, скрип повозок, ржание лошадей и даже переговоры мельника с заказчиками.

Едем дальше

Следующие пункты Сморгонского путешествия — Боруны, Крево и Новоспасск. За ними — Сморгонь и ее окрестности.

Читайте еще:

Падзяліцца

Апошнія запісы

«Пабачыць Гродна — і памерці». Як наш горад стаў міжваеннай «сталіцай самагубцаў»

У міжваенны час Гродна набыло незвычайную славу. Горад стаў месцам прыцягнення незвычайных турыстаў - тых,…

21 лістапада 2024

«Нармальны быў гастраном — цяпер там прадаюць шпалеры». Ці хапае крамаў у цэнтры Гродна?

Ці хапае ў цэнтры Гродна прадуктовых крам? Спрэчкі наконт гэтага выклікала адкрыццё на перакрыжаванні Савецкай…

21 лістапада 2024

Дзе арганізаваць святочную фотасесію? Гродзенскія студыі ўжо падрыхтавалі навагоднія лакацыі

Прыбраныя ялінкі, свечкі, навагоднія вянкі і гірлянды, аксаміт, светлы ці цёмны фон на выбар. Гродзенскія…

19 лістапада 2024

«Перад выбарамі - спрыяльны час для петыцый». Як прымусіць чыноўнікаў вырашаць праблемы і чаму новая пляцоўка «меркаванне.бел» для гэтага не пасуе

Улады стварылі новую платформу “меркаванне.бел”. Яе пазіцыянуюць як анлайн-пляцоўку, на якой кожны зможа ў вольнай…

15 лістапада 2024

«У Гродне жывуць тыя яшчэ „шалёныя імператрыцы“». Стваральніца брэнда Krikate расказала, як дабралася да парыжскага тыдня моды

Калекцыя адзення гродзенкі Кацярыны Карлацяну дэбютавала гэтай восенню на Парыжскім тыдні моды. А пачыналася ўсё…

14 лістапада 2024

«Першы прыбытак патраціў на станок». Гродзенец у школе выточваў біты, а ў 27 гадоў адкрыў сваю вытворчасць мэблі

Гродзенец Раман Нагула амаль паўжыцця працуе з дрэвам. Школьнікам ён пачынаў з бейсбольных біт, а…

13 лістапада 2024