Горожане и гости города могут видеть на главной площади величественный костёл Франциска Ксаверия, построенный орденом иезуитов. Ныне это главный католический храм Гродно. Но даже далеко не все краеведы знают, что великолепный барочный собор не был единственным костёлом иезуитов в нашем городе.
Краевед и блогер Евгений Асноревский написал книгу об истории столичного Гродно. В скором времени она будет издана при поддержке Hrodna.life. Сейчас можно ознакомиться с некоторыми частями рукописи «Гродна — сталіца, якая засталася».
Первым иезуитским костелом должен был стать храм, известный позднее как Фара Витовта. Стефан Баторий прилагал большие усилия для организации иезуитского коллегиума в своём любимом городе и поэтому построил величественный каменный храм, в котором хотел быть похороненным. Владеть им должны были иезуиты, но представители ордена не спешили принимать столь щедрое дарение.
Король даже писал Папе Римскому, чтобы решить этот вопрос. Но несмотря на все усилия, увидеть в Гродно филиал ордена иезуитов монарху не удалось. Баторий завещал им 10 000 злотых и скончался в гродненском Старом замке.
Читайте также: Дзе спаў Баторый і што знайшлі археолагі. У Гродне чарговы раз абмеркавалі будучыню Старога замка
Новая попытка создать в городе иезуитский филиал была предпринята в первой половине XVII века.
Считается, что уже в 1622 году представители Общества Иисуса все-таки появились в городе над Неманом, чтобы воспользоваться подаренным имуществом Станислава Коссобудского, который погиб на войне с турками.
Первоначально иезуиты якобы жили в доме князя Мосальского. Первые годы члены ордена действовали при Фаре Витовта. Считается, что они служили в часовне Халецких, пристроенной к фарному храму.
Долгое время данные о завершении строительства собственной иезуитской церкви в 1663 году считались абсолютно точными. Их поставил под сомнение польский исследователь Ежи Пашенда. Специалист указывал на то, что предполагаемый строитель храма — епископ смоленский Франциск Далмат-Исаковский, умер в 1654 году, сбежав из Смоленска, на который наступали московские войска. Однако следует отметить, что неучастие Исаковского в завершении строительства костёла не опровергает утверждение о строительстве иезуитского храма в 60-х годах XVII века.
Читайте также: «Першы час страшна было». Як Даменік ужо два гады займаецца гадзіннікам на Фарным касцёле
Конституция Сейма 1647 года указывает на то, что храм иезуитов еще не построен: «должны быть построены церковь и коллегиум…». Ревизия гродненской экономии от 1650 года перечисляет здания иезуитов, но не упоминает костёл. Все это позволяет с определённой уверенностью утверждать, что в 1650 году в Гродно ещё не было иезуитского костёла.
Но уже в 1654 году один из иезуитов упоминался под названием praefectus fabricae templi, то есть «глава храмовой фабрики» или попросту начальник строительства. Вот к этому периоду и можно отнести начало строительства иезуитов в Гродно.
Однако московские рати уже приближались к городу. Вскоре они захватили Гродно, очевидно помешав планам отцов-иезуитов. Кровавая война Московского государства и Речи Посполитой повлияла самым негативным образом на город. Он был очень сильно разрушен.
После окончания главной фазы боевых действий, в начале 60-х годов XVII века, иезуиты смогли вернуться к строительству в Гродно. Известно, что в 1664 году иезуитский костёл принял чудотворную икону Божией Матери Снежной, которая теперь находится в костёле Франциска Ксаверия. Значит к этому году иезуитский храм уже должен был быть построен.
В документах епископа гродненского Варфоломея Вышамерского указывается, что костёл действовал в 1663 году. Таким образом, можно утверждать, что храм иезуитов действительно был построен в период с 1662 до 1667 года. Можно предположить, что в документах ошибочно указана не дата постройки — 1663 год, а только имя Франциска Исаковского, который к тому времени уже умер. Правдивой выглядит и информация о строительстве в 1663 году именно каменного костела Петра и Павла, данная в описи храма 1820 года. Существование более ранней деревянной иезуитской церкви ставится под сомнение некоторыми историками.
В 1673 году сейм, собравшийся в Варшаве, утверждает решение о проведении сеймов в Гродно. Таким образом город становится второй политической столицей страны. Иезуиты, стремившиеся иметь наиболее превосходные храмы в главных городах Речи Посполитой, решают построить в Гродно более значительный храм.
В 70-х годах XVII века началось строительство нового храма, неподалеку от уже построенного костёла. Это существующий сейчас костел Св. Франциска Ксаверия, который был освящен в 1705 году.
Более старый храм, согласно некоторым гипотезам, иезуиты переделали в один из корпусов коллегиума. То есть, он продолжает существовать, но уже в качестве одного из строений гродненской тюрьмы, занимающей бывшие иезуитские здания.
Итак, вот предполагаемая хронология строительства иезуитских храмов в Гродно:
У міжваенны час Гродна набыло незвычайную славу. Горад стаў месцам прыцягнення незвычайных турыстаў - тых,…
Ці хапае ў цэнтры Гродна прадуктовых крам? Спрэчкі наконт гэтага выклікала адкрыццё на перакрыжаванні Савецкай…
Прыбраныя ялінкі, свечкі, навагоднія вянкі і гірлянды, аксаміт, светлы ці цёмны фон на выбар. Гродзенскія…
Улады стварылі новую платформу “меркаванне.бел”. Яе пазіцыянуюць як анлайн-пляцоўку, на якой кожны зможа ў вольнай…
Калекцыя адзення гродзенкі Кацярыны Карлацяну дэбютавала гэтай восенню на Парыжскім тыдні моды. А пачыналася ўсё…
Гродзенец Раман Нагула амаль паўжыцця працуе з дрэвам. Школьнікам ён пачынаў з бейсбольных біт, а…