Недавно в Гродно началась реконструкция исторического здания на месте бывшего еврейского квартала по адресу Большая Троицкая, 47. В результате «реконструкции» здание будет увеличено почти в десять раз, а в историческом центре города вырастет очередная бетонная громадина, пишет «НН».
Самым непоправимым в этой ситуации станет то, что во время строительных работ будет уничтожен огромный пласт культурного слоя
Школьными дворами в наших краях издавна называли городские еврейские кварталы, где обычно рядом с главной синагогой компактно располагались молельные дома, или «школы». Чаще всего под этим названием понимались отдельные здания или помещения в них, где евреи совместно молились и получали религиозное образование (в исторических документах — «молельные школы»). В городах существовали даже специальные молельни для отдельных ремесленных объединений или профессий: фурманов, мясников, водовозов, портных, стекольщиков, пильщиков, подмастерьев и даже отставных солдат.
Еврейский квартал в Гродно начал формироваться в XVI в. в районе Большой хоральной синагоги, здание которой в измененном виде сохранилось и поныне. В настоящее время храм считается одним из старейших действующих синагог в Европе!
До первой половины XIX в. гродненский Школьный двор был районом хаотической деревянной застройки между улицами Кривой и Школьной Еврейской, где из-за высокой плотности населения часто случались пожары. Наиболее сильный пожар случился в 1837 г., когда сгорело несколько десятков домов. На месте уничтоженных пожаром домов в 1838 г. губернские власти решили создать торговую площадь, которая на протяжении
В результате следующего большого пожара, который произошел летом 1899 года, Школьный двор выгорел почти дотла. Огнем были уничтожены фактически все молельни и приют для больных, а также сильно повреждено здание синагоги. Восстановление квартала стало чрезвычайно важным делом для всей еврейской общины города. Синагогу, богадельню, а также три молельные школы было решено отстроить комплексно. Для этой цели был привлечен самый модный на то время в городе архитектор Моисей Зельманович Любич, который уже успел построить в Гродно как минимум три молельные школы, среди которых — здание школы цеха мясников недалеко от Большой хоральной синагоги.
Моисей Любич владел частной проектной конторой. Он был сыном члена городской управы Зельмана Любича и, по-видимому, имел хорошее образование и неплохие связи.
В течение нескольких лет по проекту Любича в новомодном мавританском стиле были перестроены главная синагога, здание школы хасидов и Кляуз, и с нуля возведены школы Хевра-Алших и цеха мясников. На сооружение нового приюта для больных, по-видимому, не хватило денег. Главной архитектурной особенностью, объединявшей этот комплекс из пяти еврейских храмов, являлось богатое декорирование наружных стен рустом и украшение окон наличниками, фланкирование фасадов квадратными башнями с килевидными завершениями.
Любич впервые проявил себя в качестве архитектора после того, как в результате весеннего пожара 1885 г. сгорела половина Гродно. Город отстраивался стремительно, и такие профессии, как архитекторы и строители, были одними из наиболее востребованных. Самыми заметными проектами М. Любича того времени являются дом купца Муравьева на Парадной площади, водонапорная башня и дом купцов Франков на Соборной улице. После реализации этих проектов архитектор приобрел особую известность. Клиентами Любича стали самые состоятельные жители Гродно.
О том, насколько уважаемым человеком был Моисей Любич, говорит то, что в 1891 г. городской голова Гродно обратился с просьбой к губернатору о присвоении Любичу почетного гражданства. Однако министерство юстиции не позволило этого сделать, ссылаясь на то, что Любич не соответствует требованиям положения о личном почетном гражданстве. Несмотря на отказ, архитектор активно участвовал в общественной жизни города: он являлся членом правления добровольного пожарного общества, а также членом общества по обеспечению неимущих дровами и предметами первой необходимости.
До недавнего времени от бывшего Школьного двора, не считая синагоги и молельной школы Кляуз, сохранялся последний дом, прозванный в народе «кривым» из-за характерной выгнутой линии фасада. Он несколько лет пустовал и оказался на грани сноса. В 2017 году собственник — чайный дом «ЧайКоффский» — решил перестроить здание под гостиницу с пивоварней и офисами. В конце 2018 года на объекте начались подготовительные работы. Ни общественность, ни историки не имели возможности присутствовать на общественных слушаниях, возможно, слушаний просто не было. В таких секретных условиях началась реализация проекта. Первым делом строители разрушили «кривой дом», оставив только его фасадную стену.
И только тогда, наконец, на заборе перед зданием был вывешен проектный план реконструкции. То, что было представлено там в виде рисунков, привело общественность в шок!
На этом месте вскоре вырастет железобетонно-стеклянная громадина, которая своими размерами будет превосходить здание главной синагоги. Фактически, своим объемом этот монстр «съест» половину территории бывшего Школьного двора и похоронит под собой фундаменты семи каменных строений конца XIX века, среди которых одна из самых красивых — молельная школа цеха мясников (архитектор М. Любич)!
И это притом, что весь этот комплекс вырастет под самым боком синагоги — одной из самых ярких туристических достопримечательностей Гродно.
К тому же, этот комплекс навсегда похоронит идею возрождения и регенерации Школьного двора. А в результате строительства при отсутствии археологических раскопок (а именно здесь в XII веке находился городской посад) на свалку будет вывезено несколько сотен кубометров ценнейшего для науки культурного слоя. Следует сказать, что в течение последних лет в городе фактически не велись полноценные археологические раскопки. Все строительные работы в центре проводятся под надзором археологов, которых направляет в Гродно Академия наук. Вся суть работы этих «археологов» заключается в фотофиксации культурного слоя и наблюдении за тем, как строительная техника роет котлованы и вывозит грунт за город. Понятно, что за всеми артефактами в таких условиях не уследишь, и они попадают на городскую свалку. Неизвестно, сколько ценнейших артефактов мы потеряли в результате таких «археологических надзоров». Вероятно, счет идет на тысячи.
Выходит, власти ради невеликой для городского бюджета выгоды пошли навстречу инвестору, который уничтожит культурный слой посада и все надежды на регенерацию квартала. В идеале, на этой территории можно было бы провести плановые археологические раскопки и восстановить несохранившиеся молельные дома в комплексе с синагогой, что дало бы несравнимо большие шансы этому кварталу стать одним из самых красивых мест города.
Лічыцца, што складана выбраць падарунак менавіта мужчыну - мужу, сыну, бацьку, партнёру ці сябру. Сітуацыя…
Беларус Алекс Вазнясенскі наведаў Навагрудак як турыст. Мужчыну ўразіла, што горад з багатай гісторыяй знаходзіцца…
Рэстаране-кафэ “Нёманская віціна” ў выглядзе ладдзі - частка канцэпцыі новай гродзенскай набярэжнай, якую абмеркавалі ў…
Аляксей Кажэнаў з'ехаў з Мінску ў 1998-м годзе. Ён атрымаў працу ў Google, стаў дыяканам…
Слэнг пастаянна змяняецца - у апошні час пад ўплывам TikTok. Зразумець яго адразу і ўвесь …
Кожны месяц 22 тоны кававага зерня выязджаюць з Гродна, каб патрапіць на запраўкі па ўсёй…