Горад

«Вошел и не понял — ты в Лондоне или в Париже». Художники Гродно возвращают город в Европу

«Почему нашу страну пытаются представить периферийной, в „деревню“ вбить, я не могу понять», — говорит дизайнерка и кураторка проекта Ирина Варкулевич. Выставку художника-сценографа Александра Балдакова «In forma» на Городничанской, 23, она называет очень местной и одновременно европейской. «Мы достали европейский Гродно из-под налета „евроремонтика“ и периферийности».

«Все придет к гармонии»

Ресурс для развития города — в творческих людях, считает и автор экспозиции Александр Балдаков: «Это лето показало, сколько интересных, активных, мыслящих, готовых организоваться людей есть в Гродно».

Александр Балдаков, автор выставки «In forma»

«Если бы дать им возможность по-настоящему свободно выразиться, мы бы не узнали нашу Беларусь через пару лет. Это была бы не просто европейская страна, а страна с мировым потенциалом. Мы находимся в таком месте, что не можем не быть Европой. Мы — мост между западом и востоком, мы проводим через себя все лучшее. Этой выставкой еще раз хочу утвердить, что все стабилизируется и придет к гармонии», — сказал Балдаков.

Как преломить реальность экспериментом

Художники своим видением мира преломляют реальность, открывая всем ее невидимые в обыденной жизни стороны.

«Я сломала реальность дизайном, а он [Балдаков] еще раз переломал. Мы пытаемся преломить реальность, чтобы показать лучшее. Чтобы ты вошел и не понял, где ты — в Париже, в Лондоне или в Нью-Йорке. Это такого уровня выставка», — говорит Ирина Варкулевич.

Ирина Варкулевич, дизайнерка и кураторка проекта «In forma»

Автор называет новую экспозицию «в какой-то мере экспериментом». Первая ее особенность — вертикальное расположение работ вдоль лестничного марша. «Она раскручивается по спирали, как ДНК», — говорит художник.

«Этот проект связан с архитектурой и интерьером здания. Это не декоративно прикладная работа, не украшательство. Это работа с ритмом, фактурой, пространственными структурами, которые вписываются друг в друга и взаимно развиваются.

Мне интересно в работах цеплять первоосновы, работать с макро и микрокосмосом, рифмовать их. Это стимул искать — смотреть и вникать в обычные вещи, в строение природных и техногенных объектов, в их взаимосвязь".

Хотелось простоты и чистоты

Работая над выставкой Балдаков хотел добиться простоты и чистоты: «В наше время так много всего наговорено! Сумбур, много информации, людям тяжело. Хочется отсечь лишнее и оставить только чистые формы».

Как пример такой формы художник показывает одну из работ — «Мобиль». Он символизирует баланс и равновесие.

«Тронешь — и всё сдвинется. Но снова найдёт баланс. Самое главное, что здесь нет ничего лишнего. Если что-то убрать, то разрушится все. Как в природе и как в жизни. Это очень хрупкая система, которая легко может выйти из-под контроля».

«Мобиль», одна из работ выставки

«Пока навсегда»

Выставка Александра Балдакова в доме на Городничанской задумана как постоянная экспозиция для отреставрированного здания. «Мне нравится это новое место. Оно сочетает старинную и обновленную энергетику, как окно в свежее пространство».

Работы размещены так, что их можно частично или полностью использовать в других временных экспозициях. Они не привязаны жестко к месту. «Работы здесь „пока навсегда“, — говорит художник, — а дальше — посмотрим».

Новые меценаты

Здание на Городничанской с первых дней стало пространством для современного искусства, хотя его реставрировали, чтобы сдавать под офисы.

Читай также:

Пока есть свободные площади, их отдали художникам для выставок.

«Появился новый пласт бизнесменов-меценатов, — говорит Ирина Варкулевич. — Люди искренне хотят помочь. Выставочных пространств в городе не хватает или они не приспособлены. А тут можно показать даже монументалистов.

Здесь мог бы быть [стационарный] зал Гриневича, зал Яковенко, зал Шобы… Что их работы делают в мастерских? Просто стоят. А лучше объединять их с музыкой, с литературой, перформансом и делать экспозиции!"


IN FORMA — Информация, знание, зафиксированное в определённой визуальной форме, объекте.

Балдаков Александр — художник, сценограф, член Белорусского союза художников. С 2012 года живет и работает в Гродно. Произведения находятся в собраниях Гродненского историко-археологического музея, Музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси (Минск), частных собраниях Беларуси, Польши, Голландии. Участник многих республиканских и международных художественных проектов.

Падзяліцца

Апошнія запісы

«Пабачыць Гродна — і памерці». Як наш горад стаў міжваеннай «сталіцай самагубцаў»

У міжваенны час Гродна набыло незвычайную славу. Горад стаў месцам прыцягнення незвычайных турыстаў - тых,…

21 лістапада 2024

«Нармальны быў гастраном — цяпер там прадаюць шпалеры». Ці хапае крамаў у цэнтры Гродна?

Ці хапае ў цэнтры Гродна прадуктовых крам? Спрэчкі наконт гэтага выклікала адкрыццё на перакрыжаванні Савецкай…

21 лістапада 2024

Дзе арганізаваць святочную фотасесію? Гродзенскія студыі ўжо падрыхтавалі навагоднія лакацыі

Прыбраныя ялінкі, свечкі, навагоднія вянкі і гірлянды, аксаміт, светлы ці цёмны фон на выбар. Гродзенскія…

19 лістапада 2024

«Перад выбарамі - спрыяльны час для петыцый». Як прымусіць чыноўнікаў вырашаць праблемы і чаму новая пляцоўка «меркаванне.бел» для гэтага не пасуе

Улады стварылі новую платформу “меркаванне.бел”. Яе пазіцыянуюць як анлайн-пляцоўку, на якой кожны зможа ў вольнай…

15 лістапада 2024

«У Гродне жывуць тыя яшчэ „шалёныя імператрыцы“». Стваральніца брэнда Krikate расказала, як дабралася да парыжскага тыдня моды

Калекцыя адзення гродзенкі Кацярыны Карлацяну дэбютавала гэтай восенню на Парыжскім тыдні моды. А пачыналася ўсё…

14 лістапада 2024

«Першы прыбытак патраціў на станок». Гродзенец у школе выточваў біты, а ў 27 гадоў адкрыў сваю вытворчасць мэблі

Гродзенец Раман Нагула амаль паўжыцця працуе з дрэвам. Школьнікам ён пачынаў з бейсбольных біт, а…

13 лістапада 2024