Ходил в театр — были гастроли. Современный художественный театра из Минска привозил пьесу Александра Островского «Бешеные деньги».

Но все по порядку. Позвольте представиться: просто любитель театра. Безо всяких напускных и пафосных прилагательных. Мне просто нравится игра актеров и хорошие спектакли. Когда часто ходишь, начинаешь подмечать порой откровенные странности, которыми хочется поделиться.

Как выяснилось, никто сегодня в городе этим не озабочен. Проходят премьеры, другие театры привозят свои спектакли, а в СМИ — ни слова. Как будто это не событие?! Вот и пришлось взять на себя неблагодарный труд — писать о том, что вижу. Без претензий на профессиональность.

А будет ли Островский?

Давно уже Островского не изучают как раньше. Есть подозрение, что, может, уже вообще не изучают. Так что сравнивать публике с классическим прочтением было затруднительно. Молодая публика не знает, а постарше навряд ли освежала свои знания в недавнем прошлом. Зрители были готовы воспринимать спектакль совершенно искренне.

бешеные деньги СХТ 01

Первый вопрос возник, когда при рассаживании зрителей, актеры уже стояли за полупрозрачными ширмами: а будет ли Островский вообще? Останется ли от него что-нибудь? Скорее эти 6 полупрозрачных ширм больше походили на ночной клуб. Почти неоновое освещение, таинственные движения. В общем, было время познакомиться с актерами. Возможно, в этом и был замысел режиссера — нет героев, есть карточные персонажи, которых можно встретить в современной жизни.

Где и когда происходят события — не важно

Сюжет прост: «новый русский» умеет и любит зарабатывать деньги. Делает это в отличие от элитного общества, которое живет в основном за счет наследства и приданного, по-другому — он не позволяет деньгам лежать, они у него работает, они у него в деле. Деловой подход Саввы Василькова распространяется и на женитьбу, которую он рассматривает, как бизнес-проект. В общем, в обществе происходит смена героев. Но, как в конце оказывается, хрен редьки не слаще.

бешеные деньги СХТ 02

Поначалу пытался включить голову и понять — а где же, собственно говоря, происходят события. А потом, оказалось, что это совсем не важно. Устремившись за диалогами актеров, постепенно начинаешь понимать, что это совсем не важно. А важно то, что все это знакомо. Да и нарочитая скудность декораций, не пытаясь привязать нас к определенной исторической эпохе, именно на это и намекала.

Актеры и их игра

Герои оказались хороши. Актерам по замыслу таковыми надо было быть — за декорациями не спрячешься. В меру гротескные наряды совсем не мешали их восприятию. Лишь поначалу герой Владимира Ушакова — Кучумов, мот пробазаривший все свое состояние, немного выбивался из классического понимания игры на сцене. Невнятное бормотание немного напрягало, но впоследствии на это перестаешь обращать внимание, понимая, что вот как раз сейчас это возможно — образ такой. И бормотание с ужимками тут оказались очень кстати.

Другие герои по своей яркости ничем не уступали Кучумову. Сам Савва Васильков был явным работягой: в кирзовых сапогах с пронзительной верой в свои идеалы. Его монологи трогали и волей-неволей в спектакле симпатии были отданы ему. Казалось, в этом прогнившем обществе именно собственный труд дает шанс остаться человеком.

Прожигатели жизни — Телятев с Глумовым — были не менее колоритны. Холодно обреченный циник Телятев, оказывается примером честности. Причем особенное не завуалированное отношение к женщинам — на примере Лидии — нашло горячий отклик у мужской аудитории партера. Да, он оказывается банкротом и ничуть в этом не раскаивается — это его способ жизни.

Бесконечно повторяющаяся череда этих циклов жизни в долг не останавливает его, но делает тонким знатоком тамошней жизни. По итогу вся эта череда событий оголяет единственно оставшиеся черты его индивидуальности — он проявляет человечность и житейскую мудрость. И опять же это не может не импонировать.

Сложнее оказалось с Лидией. Актриса Татьяна Кулеш, к удивлению, на протяжении всего спектакля смогла красиво показывать набор жестов этой замечательной невероятно капризной барышни, привыкшей к полностью беззаботной жизни. Характерные жесты буквально в лоб указывали на тех самых девушек, которые мечтают о легкости и беззаботности бытия, искренне считая свою внешность пропуском в нее. Ее наивность оказалась далеко не бесконечной — она быстро повзрослела и не захотела расставаться с этой самой беззаботностью «по наследству». Вот только платить за все это пришлось единственно тем, что у нее было — своей натурой. Но разве это проблема, когда очень не хочется менять свою привычную блестящую жизнь? Но даже этого оказалось мало! Чтобы получить желаемое, пришлось отдать не только свое тело своему мужу, но и свою душу.

Жизнь — четко продуманный план

Финальная сцена оказалась красивой и красноречивой. «Запакуйте мне ее!». Савва получил желаемое полностью — Лидочка согласилась поехать даже в деревню, лишь бы не оставаться наедине с долгами и счетами. И вот, так долго созидаемый положительный образ работяги, вдруг разом рухнул. Он оказался честен и прямолинеен до безобразия. Вся жизнь — это четко продуманный план действий, которые должны сулить лишь четко прогнозируемую выгоду. Причем с заранее задуманным и выделенным «бюджетом».

Встаешь со своего места, а спектакль не отпускает. И это тот финал, о котором режиссер может лишь мечтать.

Иногда спектакль создается ради самого спектакля, а порой — ради зрителя. Возможно, это как раз второй случай, где заметно, что режиссер не только живет в театре, но еще имеет представление, что творится вокруг.

Захотелось посмотреть второй спектакль СХТ, побежал за билетами — оказались лишь места на балконе. Ажиотаж сулил приятные впечатления. Но все повернулось совсем иначе.

Фото: drama.grodno.by


Вы хотите выглядеть модно, стильно и молодежно? Но ведь мода это не только одежда и обувь, это еще и прическа! Узнайте, какие прически актуальны будут в наступающем году на сайте http://hair-fresh.ru. Также вы получите много полезной информации по уходу за волосами.