В новом спектакле всё не то, чем кажется. Сначала Проспер Мериме заставит поверить в пугающие легенды местной глубинки. Потом Олег Жюгжда поставит мистику под вопрос. Зрители увидят на сцене известных в Гродно актёров. Рядом с ними, в главных ролях, сыграли молодые артисты. Превратил «страшную повесть» XIX века в детектив и написал пьесу Сергей Ковалёв.
Премьеру «Локиса» кукольники подготовили к 40-летнему юбилею театра, который отметят в мае 2021.
В спектакле есть всё, чтобы сразу втянуть зрителя в историю и не отпускать внимание ни на минуту. То ждешь странной выходки от сумасшедшей графини, то пугаешься откровений её сына, графа Михаила Шемета. Красотка пани Юлия смеется и бросается намёками в салонном зале, а крестьянка со змеей в корзинке собирает в лесу мухоморы и пророчит беду.
Литвинская легенда, на которой построена «страшная повесть» Проспера Мериме рассказывает о людях-оборотнях. Они, якобы, по ночам превращаются в хищных животных, а днём ничего об этом не помнят. По семейному преданию Шеметов, старую графиню, мать главного героя, на охоте чуть не убил медведь. Она сошла с ума и подозревает, что ее сын тоже медведь-оборотень.
Название «Локис» — с литовского переводится как медведь. Медведем называет графа Шемета и его невеста. В оригинальном произведении Михаил Шемет — в прошлом гусар Гродненского полка.
«Мишка и Локис — одно и то же»
Проспер Мемриме отсылает читателей к поэмам Мицкевича, Сергей Ковалёв «переводит стрелки» на Пушкина. Герои кружатся в старинном вальсе под музыку Шопена.
«Сложнее всего было поставить этот вальс, чтобы он остался созвучным моему почерку и соответствовал спектаклю», — рассказала Hrodna.life хореографка спектакля Дарья Иванова.
Тон работе, по ее словам задал именно Шопен: «Сразу увидела, какую хореографию я бы хотела использовать. Эта задумка хорошо легла на исполнителей. Все звезды сошлись».
Пословицу про «Мишку и локиса», которая стала эпиграфом новеллы, Мериме придумал сам. В спектакле она не звучит напрямую, но куклы и актёры убеждают зрителя, что так и есть.
Графа Михаила Шемета, хозяина поместья Мединтильтас, в спектакле сыграл выпускник Гродненского колледжа искусств Вячеслав Амбросевич.
«В этой роли всё было сложно. Потому что нужно жить жизнью медведя и как будто не знать об этом», — говорит он. В работе над ролью помогали даже детские воспоминания о жизни на хуторе — «Зимой выходишь утром и видишь на снегу следы зверей. Сначала страшно, а потом привыкаешь».
Самое интересное начинается, когда всё закончилось
Трагический финал новеллы Мериме для авторов гродненской постановки — начало совсем другой истории.
Авторы пьесы предлагают поискать ответ на классический «детективный» вопрос: «Кому это выгодно?» Так в истории появляются совсем другие «оборотни».
Чтобы узнать, кто же мог стоять за спиной у мистического медведя, стоит посмотреть спектакль.