Большая часть рисунков музыканта Ивана Кирчука сгорела во время пожара на даче. Сохранившиеся работы он показал на выставке в Гродно 22 января. Вместе с рисунками, которые появлялись в течение 40 лет, Иван Кирчук представил и свою новую книгу «Город восхождений». О том, как музыка становится рисунком и куда ведут «Лабиринты звука», он рассказал Hrodna.life.
В детстве выбегал на железнодорожный мост и смотрел куда уезжают поезда
Иван Кирчук родом из Лиды. В детстве ему всегда хотелось куда-то уехать и посмотреть мир. Поэтому он много времени проводил возле железнодорожного вокзала в Лиде — стоял на мосту и смотрел на поезда которые уезжали вдаль. Тогда он еще не подозревал, что когда вырастет, побывает в Ярославле и на Байкало-Амурской магистрали, в Канаде и Чили, куда забросят его концерты и фестивали с ансамблем «Диво» и группой «Троица».
Бабушка и отец автора родились в Путришках. Поэтому Иван Кирчук хотел представить работы именно в Гродно: «Здесь лежат мои предки, здесь корни мои».
Так я видел звуки, которые окружали меня во время поездок
Главная идея выставки — звуки, которые нас окружают. «Мы живем в мире звуков музыкальных и немузыкальных, — рассказал Иван Кирчук. — Есть звуки разговорные и еще множество других звуков. Я видел эти лабиринты и звуки. И старался зафиксировать их в какой-то момент».
«Знаете, например, есть какие-то вещи которые рука рисует сама. И за них ругает учительница: что ты за каляки-маляки рисуешь? Но, может в этот момент это и есть ты?»
Листочки ежедневников, наброски непонятных линий, лиц — все в блокнотах за десятки лет копилось большим багажом и легло в основу книг и работ. Если посмотреть на их внимательно, то возможно окунуться в мир предков или другие миры, объяснил Иван Кирчук. Возможно разглядеть то, что увидеть нельзя — мир звуков.
«Когда мы вспоминаем наших предков, у каждого присутствует своя энергетика. Самое яркое для меня впечатление это, конечно, Родина. Самое мощное — от земли, на которой мы живем. По вероисповеданию я католик. С уважением отношусь к стихиям — земле, воде и огню. Понимаю, что это стихии, которые повсюду окружают нас. Вот, например, в костеле тоже есть и святая вода, и огонь на свечах».
Выставку Иван Кирчук готовил в течении года. Каждую работу оформлял сам. У автора есть еще цветная коллекция работ, но она пока что не готова к показу.
«Как будто слышали это раньше»
Подружки Екатерина Челепанова и Надежда Чайковская пришли на выставку вместе и остались под большим впечатлением. Девушки поделились своими эмоциями с Hrodna.life:
«Меня это удивило, новые ощущения, — рассказала Екатерина. — Игра автора на инструментах создавала свой образ и работы представленные на выставке тоже создавали образ. В совокупности ты все это улавливаешь и получаешь интересные ощущения».
Во время выступления Ивана Кирчука девушки стояли позади всех. Они не видели, на каких инструментах играл музыкант, и это даже сыграло им на руку:
«Не важно, что мы не видели, какие инструменты использует автор, и не наблюдали за ним в тот момент. Мы полностью погрузились в музыку и слушали. И пока ты слушаешь, ты понимаешь, что человек этим живет. Ты ловишь эту его волну любви к Родине и культуре», — объяснила Надежда.
Девушки рассказали, что работы, представленные на выставке, напомнили им изображение корней, а музыку будто они уже слышали где-то раньше. Создавалось ощущение присутствия предков, атмосфера получилась незабываемая.
«Дает полет фантазии»
Владимиру Бернатовичу 63 года. О выставке он узнал из инстаграма. Об авторе знал давно и с его творчеством знаком.
«Каждая представленная работа по-своему интеллектуальна. Ведь у каждого есть свое воображение. Вот ты смотришь на эти работы, и понимаешь, что каждый может увидеть в них что-то свое. Встретил вот тут товарища сейчас и он говорит: „Вижу здесь трех королей“. Интересно, да? Пейзаж это пейзаж. А тут можно дать полет воображению и это прекрасно».
Одна из организаторов выставки, Ирина Варкулевич, рассказала, что гродненцы стали первыми зрителями выставки «Лабиринты звука». По её словам, это только начало проекта — выставку планируют показать и в других городах: «У проекта большое будущее. Суметь показать на бумаге, как идет звук — это гениально».