Евреи составляли значительную часть населения Гродно до Второй мировой войны. Их обычаи и традиции отличались от образа жизни других жителей Гродно — белорусских, польских или русских. Это притягивало к быту евреев внимание и вызывало интерес. О том, как евреи готовили еду, узнали корреспонденты Hrodna.life на экскурсии Музея истории религии «Еврейский Гродно». А попробовать кошерные блюда удалось в ресторане «Эсперанто».

Как стереотипы о еврейской еде приводили к трагедиям

Еда, приготовленная в соответствии с иудейскими законами, называется кошерной. Первый принцип кошерности — отсутствие крови в пище. С ним же связан и миф о «кровавом навете» — якобы евреи добавляют в еду христианскую кровь. Из-за таких обвинений происходили погромы и скандалы. В истории Гродно тоже были такие случаю. Об одном из них есть документальные свидетельства.

В 1816 году гродненец по фамилии Адамович не мог найти свою дочку Аяну. Её стали искать все вместе и нашли мёртвой в поле. Подозрение сразу же пало на соседей — семью евреев. Судебное дело длилось не один год. Доказательств против еврейской семьи не было. Дело дошло до Петербурга, его рассматривал сам император Александр I. Изучив дело, он издал указ о том, что евреев больше никогда нельзя обвинять в таких преступлениях.

Читайте также: 85 лет большому погрому в Гродно. Как город пережил трехдневные беспорядки после смерти «моряка»

Впоследствии священные тексты иудаизма изучались католическими и другими священниками. Подтверждалось, что указаний добавлять какую-либо кровь в пищу просто не существует.

еврейский Гродно, экскурсия
Большая хоральная синагога — самый известный элемент еврейского Гродно

Субботний ужин и встреча со второй душой

Эта трапеза начиналась с того, что хозяйка дома или одна из старших женщин зажигали свечи. Мужчины за субботним ужином четыре раза наполняли кубки вином.

Традиционно к субботе пекли халу (еврейская сдобная выпечка в виде плетенки) и готовили суп, обычно рыбный. В конце ужина к столу подносились коробочки с благовониями. Считалось, что к еврею в субботу приходит вторая душа и общается с первой. В конце дня она уходит. Чтобы первая душа не волновалась при уходе второй, зажигают благовония.

Посуда не только для еды

Для некоторых праздников евреи используют особенную посуду. На Песах (Пасху) еду клали в специальное блюдо — кеару. Еда в ней была символической — очищенное вареное яйцо, мясо с кости, вареные овощи, горький салат, тёртый хрен, паста из сухофруктов и меда.

Кошерная еда, кровавый навет и вторая душа. Еврейский Гродно раскрылся по-новому – через еду и детские игры
Специальное пасхальное блюдо — кеара

Детские игры и благотворительность

Евреям разрешалось играть в азартные игры только один раз в году. Если случалось выигрывать, деньги нужно было отдать на благотворительность. Этому учили с детства — например, детям давали деньги или сладости для игры в волчок-дрейдл.

Читайте также: Мурменшпіль, капшук і жужаліцы: як бавіліся маленькія гродзенцы 500 гадоў таму

Суть игры такая: на четырёх гранях игрушки были зашифрованы фразы, которые обозначались буквами. В зависимости от того, какая буква выпала, игрок мог забрать весь банк или его половину. Был ход, где нужно было добавить что-нибудь в банк или передать ход другому игроку. Выигрыш всегда передавался на какую-нибудь благотворительность. С помощью таких игр детей учили помогать ближним.

Читайте также: «Лански помнил о еврейских корнях». Родственница американского гангстера посетила Гродно

еврейский Гродно, экскурсия
Еврейский Гродно: на плане города обозначены важные места еврейской общины

«Секретный» язык гродненских детей

Гродненские дети часто играли вместе, не разбирая, кто какой национальности. Во время игр с еврейскими детьми они быстро изучали идиш. Родители этот язык не понимали, поэтому дети могли спокойно рассказывать друг другу свои секреты или обсуждать шалости.

У евреев идиш считался женским языком, его еще называли материнским. Но даже если все евреи разговаривали на идише, то священные тексты все равно читались только на иврите.

Читайте также: Разрушенный город и очереди евреев: смотрите уникальные снимки Гродно, которые сделал немецкий полицейский 80 лет назад

Обед в гостях у Заменгофа

Экскурсия по еврейскому Гродно закончилась в ресторане «Эсперанто» — в доме, где когда-то жил автор искусственного языка Людвик Заменгоф. Он тоже был евреем.

Читайте также: «Доктар, які мае надзею». 7 фактаў пра Людвіка Заменгофа, што варта ведаць гродзенцам

Для знакомства с еврейской кухней гостям предложили закуску из шарика с селедкой, хумус с хлебом и шариком из мяса птицы, рыбный суп и котлеты из говядины, картошки и жареного яйца.

Язык эсперанто, созданный Заменгофом, в интерьере ресторана можно увидеть на граффити, которые украшают стены.

Читайте также: