«Какую-то интимную часть своей жизни показываю, что-то несовершенное. Сейчас я лучше делаю. Сложнее, многослойнее. Но тогда было так. Тогда я хотел быть богом, думал, что могу всё!» — рассказывает художник о представленных работах.
Выставка открылась на Городничанской, 23. Здесь представлены 19 офортов и 17 «досок» — металлических матриц, с которых делают отпечатки на бумагу. Увидеть работы можно с 3 по 24 февраля. Галерея открыта три дня в неделю: по средам и пятницам с 16.00 до 19.00, по субботам — с 14.00 до 19.00. Вход свободный.
«Гродненцы знают, что Юрий Яковенко — почетный гражданин города, видели его последние работы. Но — откуда эта „почетность“ пришла? Эта выставка показывает, что свои звания и награды мастер заслуживал годами работы, — говорит о выставке искусствовед Наталья Павленко. — Раньше он был более экспрессивным, сейчас более интеллектуальный. Талант художника раскрывается по-разному, но его не спрячешь».
«На выходе показываешь только эстамп, отпечаток, — рассказывает Яковенко. — А процесс творчества идет на „доске“. Ты ведешь разговор с металлом. А он или поддается, или нет. Бывает, берешь пластину, режешь на четыре куска и каждый кусок ведет себя по-разному. Может, солнца сегодня больше, может мороз. Может, просто настроение другое у тебя».
Офорт — вид гравюры на металле. Гравер работает с металлической «доской». Сначала ее покрывают лаком и процарапывают рисунок. Затем обрабатывают азотной кислотой. От этого в местах царапин остаются углубления. При печати на их месте останутся светлые места. Процесс покрытия лаком и «процарапывания» будущего изображения повторяется несколько раз. Так добиваются нужной градации тонов.
«Работа в лаборатории — грязная, — признаётся Яковенко. — С копотью, с красками, с олифами, растворителями. Поверьте, руки пахнут плохо после рабочего дня. Весь покрыт химией».
«Здесь каждый найдёт своё — на матрицах можно увидеть, сколько точек, порезов, царапин нужно сделать, чтобы получилась гравюра. И главное, что до конца не понятно, как это отпечатается на бумагу. Матрица — это даже не негатив. Здесь вообще нет белого. Она еще более таинственная. Смотришь и стараешься раскрыть секрет — что же он сделал, чтобы получилось вот так. Почти как детектив». — говорит Наталья Павленко
Графику Юрий Яковенко выбрал еще студентом. Рассказывает, что интуитивно почувствовал — акварель, масло, темпера — всё не то. Другие художники были с акварелью на ты, но ему краска не поддавалась — работы «вымучивались». А этого не хотелось.
«Любая работа, прежде всего, должна быть не „замученой“. Эти мучения художника так лезут, что перекрывают всё. Все твои мысли, желания, эмоции — исчезают. Видны только потуги. Такая работа кричит: „Купи меня!“ А ты стоишь, смотришь и думаешь — а зачем?»
Юрий Яковенко - художник-график, член Белорусского союза художников, почетный член Российской академии художеств. В Гродно, Минске, Москве и в городах Европы прошло более 60 выставок художника. Книга «Песня про зубра» Миколы Гусовского с гравюрами Юрия Яковенко была издана в Италии. Экземпляры подарили Папе Римскому Бенедикту XVI и королеве Великобритании Елизавете II. Книгу Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха» с гравюрами Яковенко издал Белорусский Фонд культуры. Подарочные эземпляры книги передали в дипломатические представительства Беларуси за рубежом и в музей книги Национальной библиотеки. С 2010 года Юрий Яковенко — почетный гражданин Гродно.
«С детства брал ватман и рисовал на целый лист, — вспоминает художник. — Хотелось глобально, сразу. Как в энциклопедии на иллюстрациях о школе Рубенса. Думал в свои 12 лет: «Я что, не могу? Могу! Такие амбиции были. С возрастом пришло понимание — у Дюрера нет метровых работ. Все маленькие — 10, 15, 20 сантиметров максимум».
Еще одна любовь Яковенко — средневековая книжная миниатюра.
«Такая фантазия, такая бурная стилистика. Совмещение народного неумения рисовать и желания быть, как «настоящий» художник, такой наив. Настолько все перемешано, скручено, сверчено! И ты думаешь — так это же все современное. То, чем мы сейчас занимаемся. А там сидел монах в какой-нибудь французской глубинке и вырисовывал дорогущими красками. А ему говорили: «Попробуй ошибиться. Лист пергаментный один».
Гравюра — очень технический вид искусства. С компьютерными технологиями и печатью на фотополимерах она получила новые возможности к развитию. Но Яковенко работает в своей манере.
«То, что вы видите — уже архаика. Сейчас любой рисунок можно в компьютере обработать и перенести на фотоплимер. С другой стороны, ты становишься уникальным, потому что делаешь всё руками. Понимаю, что я полный идиот. Но это интересно»
Придуманные им техники и приёмы копируют и перенимают коллеги, но художника это не расстраивает: «Дюрер придумал себе больше 50 автографов, чтобы его не подделывали. А я не обижаюсь. Я — счастлив.
Если меня копируют, если мои технические приёмы молодёжь берёт, значит, я что-то хорошее придумал, значит, чего-то стою".
«Вошел и не понял — ты в Лондоне или в Париже». Художники Гродно возвращают город в Европу
«Улада цемры» на бел-чырвона-белым фоне. Выстава мастачкі Валянціны Шобы адкрылася ў Гродне
Карціны побач з пліткай: выстава Аляксандра Сільвановіча адкрылася ў будаўнічай краме
Мастацва на фоне дызайну. Выстава Ягора Коткіна адкрылася ў будаўнічай краме
Мастакі ахвяруюць карціны для падтрымкі дзіцячага хоспіса. Гэта новая акцыя праекта «Хвалі дабрыні»
Как покрасить яйца необычно? Из фиолетовой капусты можно получить изумрудный цвет, из вина получаются яйца,…
Беларускім студэнтам пачалі адмаўляць у візе для вучобы за мяжой. Тэрміны, на якія віза выдаецца,…
Каля 600 зваротаў, адпраўленых гродзенцамі або звязаных з Гродна, ёсць у базе зваротаў у КДБ.…
Гістарычны канал Hrodna 11:27 працягвае пераказваць, што пра жыццё ў Гродне пісала мясцовая газета "Echo…
У Гродне можна купіць некалькі бізнес-цэнтраў, запоўненых арандатарамі. Сярод іх - былое чыгуначнае дэпо пачатку…
Як выглядала жыццё ў Гродне стагоддзе таму? Даведацца пра падзеі і клопаты штодзённасці можна са…