“Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем”. Девять женщин, которые создавали этот город

О женщинах, оставивших значительный след в истории города и изменивших его облик, рассказали на экскурсии “Гародня – яна ​​мая”. Экскурсию 28 сентября провел гродненский историк Сергей Герман. Эта прогулка стала концептуальным продолжением выставки о гродненках-современницах, которые изменяют общество и ломают стереотипы. Так какое же оно, женское лицо Гродно?

Королева Бона

"Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем". Девять женщин, которые создавали этот город
Королева Бона Сфорца

Одна из известнейших женщин, что меняли и создавали этот город – королева Бона Сфорца (1494-1557). Именно она дала городу водопровод, герб, провела многочисленные реформы. Она привнесла сюда итальянскую манеру жизни и вилки, заботилась о ратушных часах и городской мостовой. Жена Сигизмунда Старого построила для себя деревянный дворец на Городнице и костел Святого Духа с монастырем, где заботились о нищих.

Летом этого года гродненцы создали петицию, чтобы почтить Бону Сфорца – поставить памятник или установить мемориальную доску. Городские власти ответили, что внесли королеву в список тех, кого следует почтить, но денег на памятник или даже доску пока нет.

"Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем". Девять женщин, которые создавали этот город
Существует версия, что лицо одного из сфинксов на воротах Нового замка создали похожим на королеву Бону

Анна Ягеллонка

Анна Ягеллонка (1523-1596) повлияла на наш город косвенно, но существенно. Дочь Сигизмунда Старого и Боны Сфорца, в возрасте 52 лет она стала женой Стефана Батория. Так он стал королем. По одной из версий, он не хотел жить со своей не слишком привлекательной королевой и уехал из Кракова в Гродно, чтобы управлять отсюда. Город стал его резиденцией и неофициальной столицей Речи Посполитой.

Теофилья Боровская – “Паганини в юбке”

Теофилья Боровская (Юзефович) родилась в 1826 (или 1828) году в Гродно. Девочка рано потеряла родителей, и ее опекуном был старший брат. Он и начал учить ее играть на скрипке. В возрасте семи лет она уже давала первые публичные концерты, и отзывы были очень славными, в 13 она покорила Петербург, выступала в Гродно, Варшаве, Вильнюсе, Минске. Позже ее стали называть “Паганини в юбке”. Когда она вышла замуж, все ждали, что она, женщина, родит и закончить музыкальную карьеру, но Теофилья продолжила выступать и была очень знаменитой.

"Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем". Девять женщин, которые создавали этот город
Музыкально-театральная школа Тизенгауза

В конце 18 – начале 19 века подавляющее большинство в составах театральных трупп и оркестров составляли женщины. Но так ли боролись они в то время за свои права, какими были права женщин в то время, мы точно не знаем. Хотя прав в Великом княжестве было много.

Саломея Дешнер спасла Театр кукол

"Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем". Девять женщин, которые создавали этот город
Саломея Дешнер

Гродненский областной театр кукол – наследник театра Тизенгауза, который открылся в 1772 году. Он связан с именем Саломеи Дешнер (1759-1809). Это женщина, которая укрепила гродненский театр после разделов Речи Посполитой.

Когда распалась Речь Посполитая, она увидела, как мужчины пропивают театр. Тогда Дешнер взяла за него ответственность на себя и стала его руководителем. Когда в Гродненскую губернию приехал Александр I, он увидел ее работу, ее усилия, и дал ей свой официальное разрешение на руководство. В 1803 году она перетянула сюда довольно сильную труппу из Белостока, часть бывшей труппы Тизенгауза из Постав. Театр стал развиваться и имел богатый репертуар, также в нем дебютировали многие известные актеры. Среди актеров, которых она собрала, процентов 70 были женщины. Таким образом, благодаря ей, гродненский театр сохранился. Она владела театром и труппой с 1802 по 1806 год, руководила бы и дальше, но умерла. Ее похоронили в Гродно. Никакой таблицы, посвященной ей, нет.

Сестра Павла и картины Бригитского монастыря

"Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем". Девять женщин, которые создавали этот город
Мария Гажич. Автопортрет, 1896 г.

Одной из самых известных гродненских художниц стала сестра Павла (Мария Гажич, 1860-1935), отец которой был родом из-под Волковыска. Она училась в Варшаве и Париже, участвовала в выставках в Америке. После смерти мужа приняла монашество. В Гродно она приехала уже монахиней-назаретянкой и стала первой первой настоятельницей бригитского монастыря. Рисовала она белорусских крестьян и крестьянок в национальных костюмах. Ряд произведений она написала специально для гродненского костела, несколько оригинальных картин ныне хранится в Бригицком костеле, большинство вывезено. В последнее время ее картины стали появляться на аукционах.

Данута Бичель и музей Богдановича

"Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем". Девять женщин, которые создавали этот город
Данута Бичель. Фото: Ян Лелевич

Музей Максима Богдановича в Гродно создала Данута Яновна Бичель (р. 1937). Это поэтесса и культурная деятельница, которую иногда называют легендой города. В отличие от других героинь экскурсии, она наша современница, но уже успела сделать огромный вклад в культуру Гродно и его литературное и историческое возрождение. В 1986 году благодаря ей открылся музей в доме на улице, где родился Богданович, она создала экспозицию.

Софья Налковская – покровительница узников

В доме Софьи Налковскай на Академической сейчас располагается кальянный бар Reactor, который не очень хорошо приняли местные жители. На доме, как раз у входа в бар, висит памятная табличка – одна из немногих в Гродно, посвященных женщинам.

"Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем". Девять женщин, которые создавали этот город

Это одна из самых знаменитых польских писательниц первой половины 20 века, руководительница Польского ПЕН-центра, обладательница литературных премий. Она была замужем дважды, второй ее муж был соратником Пилсудского, с которым и она очень хорошо контактировала и использовала эту связь.

В 1922 году они с мужем переехали в Гродно, где прожили до 1927 года. Муж был тиранический: старался ее контролировать, читал ее дневники; в 1929 г. они развелись. Здесь он был шефом уездной жандармерии. Она же вела очень свободную жизнь. В Гродно, кроме литературной деятельности, она ухаживала за заключенными, большинство из которых в то время были белорусами и коммунистами, боролась за то, чтобы улучшить их жизнь в гродненской тюрьме. Боролась за права женщин, помогала своим подругам.

Зоська Верас

"Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем". Девять женщин, которые создавали этот город
Зоська Верас (Людвика Сивицкая-Войцик)

Зоська Верас (Людвика Сивицкая-Войтик, 1892-1991) – общественная и культурная деятельница, политик, дружила с Максимом Богдановичем, о котором после много рассказывала первым членам гродненского историко-культурного общества «Паходня». В детстве она много бывала в Гродно у бабушки с дедушкой. В 1909-1913 гг. участвовала в работе Гродненского кружка белорусской молодежи. Многие слышали о ее увлечении ботаникой, которое началось именно в Гродно. Она исследовала растения, составляла рецепты лекарств, с ее работой и коллекциями можно ознакомиться в Гудевичский музее.

Ожешко: отстраивала город и объединяла религии

Элиза Ожешко (Эльжбета Павловская, 1841-1910) – пожалуй, самая известная женщина Гродно. Она родилась в Мильковщине около Скиделя.

Ее первый брак был скорее по расчету родителей. В имении мужа она прятала одного из руководителей восстания 1863-1864 годов Ромуальда Траугутта, хотя муж и был против. За эту связь с восстанием, в котором он не принимал участия, Петра Ожешко выслали в Сибирь, а Элиза вернулась к родителям. Через два года муж вернулся, но она уже начала процедуру развода, в то время очень сложную – через Ватикан – и дорогую. Чтобы развестись, ей пришлось продать часть поместья, но все получилось. После развода она сохраняет фамилию мужа и называется уже сокращенным именем – Элиза.

Сейчас ее называют первой белорусского феминисткой, хотя на самом деле трудно точно сказать, насколько она боролась за права женщин. У нее проблемы с властью, и чтобы покинуть город, каждый раз она должна была писать прошение к губернатору, а чтобы выехать за пределы Гродненской губернии – писать в Петербург к императору.

Естественно, у Ожешко не было столько денег, чтобы отстроить город после пожара в 1885 году. Но именно благодаря многочисленным благотворительным балам, которые она устраивала, и сборам средств, этот город восстал из пепла.

"Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем". Девять женщин, которые создавали этот город
Дом стоял ближе к дороге, когда позже улицу расширяли, его разобрали и создали копию на нынешнем месте. Сейчас здесь филиал библиотеки с литературой на иностранных языках и комнатой, посвященной Элизе Ожешко

Умерла она в доме, который теперь называют “дом Ожешко”. Горожане услали брусчатку перед ее домом соломой и сеном, чтобы повозки, проезжавшие мимо, не беспокоили ее своим шумом в последние дни жизни. На ее похороны пришло около 15 тысяч человек. Месса была в Фарном костеле, хотя костел сначала был и против, так как она была непрактикующей верующей. Это был пока что единственный случай в истории Гродно, когда в католический костел зашел иудейский раввин. Он, как и все горожане, очень любил Ожешко и не мог не почтить ее.

Элиза Ожешко – самая почитаемая женщина в Гродно. Улицу ее именем назвали в 1920 году, в межвоенный период в ее честь переименовали гимназию, театр, поставили памятник.


Эти персоны – далеко не все из тех женщин, которые сохраняли и создавали наш город.

В 1939 году в списках на высылку большинство были женщины: мужчин, как главных в семье, убивали на месте. А женщины уехали в Сибирь и вернулись, чтобы восстанавливать Гродно. “Только женщины могли такое пережить и вернуться”, – полагает экскурсовод.

“Женское лицо Гродно такое, какое мы сами нарисуем. Так же, как и мужское. Гродно уникальна тем, что в белорусском языке имеет несколько вариантов названия: “Гародня” грамматически женского рода, “Гродно” – среднего, как и по-русски, а вот мужского рода нет”.

***

Идея экскурсии принадлежит Hrodna Media Room. Маршрут специально разработал историк и экскурсовод Сергей Герман.


Очень часто, для точности диагноза необходимо провести ультразвуковое исследование. Приобрести узи аппараты можно на сайте https://www.tagma.ru/uzi-apparaty-samsung-medison. Широкий выбор, высокое качество отличные цены.


Калі вы знайшлі ў тэксце памылку або абдрукоўку, калі ласка, паведаміце нам, выбраўшы адпаведны фрагмент і націснуўшы клавішы Ctrl+Enter.

Перадрук матэрыялаў Hrodna.life магчымы толькі з пісьмовага дазволу рэдакцыі. Звяртайцеся info@hrodna.life

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: