На больших экранах идёт остросюжетный триллер «Текст» — экранизация одноимённого бестселлера Дмитрия Глуховского. Роман стал исключительным событием в литературной жизни России 2017 года. В производстве фильма участвовал сам автор, который лично переформатировал своё произведение на язык киносценария.

Я не берусь оценивать фильм как адаптацию, так как не читал книгу Глуховского. Но, судя по многочисленным хвалебным отзывам, фильм «Текст» ломает устоявшийся стереотип, что «отличная книжка не может быть одновременно хорошим фильмом».

Бытовой триллер вместо чернухи

«Текст» это грустная история про молодого человека, оказавшегося «не в том месте и не в то время». Студент Илья Горюнов (Александр Петров) не слушает маму и сбегает на дискотеку со своей девушкой. В клубе происходит облава наркоконтроля и девушку задерживают ни за что. Илья заводит перепалку с сотрудником полиции Петром Хазиным (Иван Янковский).

Дальше всё в печальных традициях реальной жизни: у парня находят наркотики, ложное обвинение, семь лет тюрьмы и поломанная жизнь. Встретившись со своим обидчиком вновь, Илья в порыве случайной (?) мести убивает его. И привела бы завязка к очередной «чернушной» истории, где простого человека топчет система. Но главный герой завладевает смартфоном убитого и это придаёт мрачному «Тексту» небывалые оттенки бытового триллера.

Вся жизнь в мобильнике

Ещё недавно мобильные устройства не были так сильно привязаны к жизни человека, но сегодня девайсы хранят секреты повседневной жизни любого. Главный герой до тюремного срока в кадре даже не пользуется мобильником, что явно показывает временные различия. Когда он получает окровавленное устройство, то получает вместе с ним нерешенные дела, любовь и буквально всю жизнь убитого опера.

Анти-«Брат»

Сам Илья не представляет из себя фактически ничего. Это потерянный субъект жестокого общества, который даже не успел толком попрощаться с собственной матерью, которая умерла в день прихода сына из тюрьмы.

Он блуждает по темным переулкам грязной Москвы, его не принимают ни повзрослевшие за семь лет друзья, ни девушка, которая не сказала «спасибо» за ненужную перепалку в клубе. Илья Горюнов — эдакий анти-Данила Багров, который в противовес балабановскому «Брату» в мыслях пытается сбежать подальше от своей промёрзшей Родины.

фильм текст глуховский александр петров

Герою не остаётся ничего кроме суицида, и только страх не встретиться в раю с матерью останавливает его. Телефон его палача-жертвы постоянно напоминает о другой жизни, более сытой и тёплой, где более успешное происхождение даёт тебе право на лучшую жизнь, хоть и морального урода.

«Дожить» чужую жизнь

Именно через телефон обозначается основное присутствие героя Ивана Янковского, через многочисленные «видосы» и соцсети. В них этот персонаж ведёт не только гнилую жизнь «оборотня в погонах», но и прилежного сына и любимого человека. В этом устройстве все его нерешённые дела и сексуальные утехи.

Илья Горюнов так сильно увлекается ими, что даже единственная эротическая сцена фильма — это мастурбация главного героя на достаточно откровенное хоумвидео жертвы. Главный герой, не имея своей жизни, пытается довести до логического конца оборванное существование уже безмолвного владельца телефона. В этом главный парадокс: Горюнов пытается помочь правильно «дожить» и «выжить» «электронной душе» человека, который его самого лишил реальной жизни.

Отношение к женским персонажам

Отдельного анализа требует отношения героя к женским персонажам: умершей матери и девушке убитого опера. Через молчаливые монологи с требованием прощения у матери проходит тонкий религиозный посыл: авторы то упираются в скепсис в вопросе о существовании Бога, то страх перед смертью возрождает веру героя в загробную жизнь. Девушка (Кристина Асмус) выступает в фильме главным катализатором действий героя. Он мог бы спиваться и дальше в своей квартире, но смертельная опасность угрожает той, которую он совсем не знает. И она становиться для него спасением, средством искупить свои грехи, даже ценою собственной жизни.

Итог

«Текст» — отличное кино, которое мало кого оставит равнодушным.